В феврале-марте 1906 года в России прошли выборы в первый в истории государства парламент, в его нижнюю палату – Государственную Думу. О том, кто вошел в нее и как сложилась ее история рассказывает в пятьдесят седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Всего было избрано 499 депутатов. Дума оказалась относительно «молодой»: 47% депутатов было моложе 40 лет. Интересен также состав депутатского корпуса по профессиям, образованию и партийной принадлежности.

По уровню образования: с высшим образованием было 42% депутатов, со средним – 14%, низшим – 25%, домашним – 19%, неграмотных – 2 человека.

По профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 6 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест, как и следовало ожидать, заняли конституционные демократы (кадеты) – 176 человек. 35 человек представляли три польские партии, объединившиеся во фракцию «Польское коло». 26 человек было от партии «Мирного обновления», 23 – социалисты-революционеры (эсеры). От социал-демократов было избрано 18 депутатов, все они были меньшевиками, так как большевики по настоянию В. Ленина бойкотировали выборы. От более мелких партий было 12 прогрессистов, 6 членов Партии демократических реформ, 2 депутата от Партии свободомыслящих. 

Крайне правые политические организации так же, как и крайние левые, бойкотировали выборы, поскольку резко отрицательно относились к самой идее парламентаризма и выступали за незыблемость самодержавия.

Ряд беспартийных депутатов, главным образом крестьяне и интеллигенция, уже в Думе объединились во фракцию «Трудового союза», которая насчитывала 102 человека и была второй по численности после кадетов. «Трудовики» были несколько левее кадетов и прежде всего по аграрному вопросу.

Соответственно, с некоторыми изменениями были сформированы фракции. Самыми крупными были кадетская фракция и трудовики, затем шли автономисты – 70 человек, они представляли национальные окраины и выступали за автономию своих территорий. Партия «Союз 17 октября» состояла из 16 депутатов.

Председателем Госдумы был избран кадет профессор С. А. Муромцев. Его заместителями (товарищами) оказались также кадеты, как и секретарь Думы. Все 22 думские комиссии возглавляли тоже кадеты. Таким образом в нижней палате доминировала фракция кадетской партии, тем более что к этой крупнейшей фракции часто по конкретным вопросам примыкали и другие фракции: прогрессисты, автономисты, трудовики и другие.

Успех кадетов был предсказуем и потому премьер-министр С. Витте еще до выборов предложил кадетам войти в правительство. Такое вступление либералов в кабинет было бы прорывным шагом в государственном строительстве: впервые «общество» и власть объединились бы вместе в управлении страной. 

Однако, опьяненные успехом кадеты не пожелали довольствоваться несколькими министерскими портфелями: революция была еще на подъеме и можно было, по их мнению, рассчитывать на большее. Да и развернувшаяся в десятках газет резкая критика царского правительства вызывала опасения у кадетов, что, войдя в правительство, они могут тем самым скомпрометировать себя сотрудничеством с «угнетателями» и потеряют доверие масс.

Этим же максималистским расчетом объясняется поведение кадетов и других партий в Думе: депутаты категорически не шли на компромиссы с правительством и вели себя агрессивно и неуступчиво. За два с половиной месяца работы Дума приняла 391 запрос о «незаконных действиях правительства».

В первые же дни работы Думы депутаты поддержали большинством голосов предложения кадетов об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. 

Это были, конечно, вызывающие и крайне радикальные требования, удовлетворить которые правительство не согласилось. Все призывы главы правительства И. Горемыкина к компромиссам и конструктивному сотрудничеству встречали в Думе резкие возражения. Отношения между кабинетом и парламентом вылились в открытое противостояние. 

Финалом этой войны «общества» и власти явились разработанные думцами законопроекты по аграрному вопросу. Кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, и дополнительно к этому предлагался частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

Затем трудовики от 104 депутатов предложили свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

В довершение к этому 33 депутата 6 июня 1906 года подали эсеровский законопроект, в котором выдвигалось категорическое требование немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. 

В ответ на это 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения. Эта угроза не возымела действия. Депутаты продолжали вести наступательную политику и проголосовали за недоверие правительству. Это стало концом Думы «народного гнева».

8 июля 1906 года последовал указ Николая II о роспуске Государственной думы. В Манифесте говорилось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным властям».

Выражая свой протест 180 депутатов, в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собрались в Выборге и приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). 

В нём депутаты призвали к гражданскому неповиновению – отказу платить налоги и поступать на службу в армии. Все подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Продолжение читайте на сайте 12 декабря