17 февраля 1600 года на римской площади Кампо-деи-Фиори (Площадь цветов) собрался народ. С ночи в ее центре установили столб, который плотно обложили дровами. Готовилась показательная казнь – сожжение еретика. На Площади цветов многие годы казнили разных преступников – от уголовников, до мятежников и отступников веры. Их имена не дошли до нас сквозь сумрак истории. Но сожженного 17 февраля еретика до сих пор помнит все человечество. Потому что его звали Джордано Бруно. В этом публикации мы расскажем о жизни этого неординарного человека и о том, как его взгляды повлияли на научную мысль.


Традиционно считается, что теолога, ученого, философа Джордано Бруно инквизиция предала смерти за теорию Николая Коперника, за утверждение в то, что Земля вращается вокруг Солнца. Но это не совсем так, точнее, совсем не так. Начнем с того, что настоящее имя Бруно было не Джордано, а Филиппо, прозвище у него было Нолано, и он был доминиканским монахом, рукоположенным в священники в 1572 году.

Вот что он говорил о себе во время одного из допросов инквизиции: «Мое имя Джордано, из рода Бруни из города Нолы, расположенного в двенадцати милях от Неаполя. В этом городе родился и воспитывался. Мои занятия – литература и все науки. Имя моего отца – Джованни, моей матери – Фраулисса Саволина. Отец по своему занятию был военным».

Через три года после принятия священнического пострига Бруно изгнали из ордена за обнаруженные еретические книги, он вынужден был бежать и с тех пор до самой смерти скитался по всей Европе в поисках заработка и покровительства. В Женеве Бруно зарабатывал на жизнь профессором теологии, но неуживчивый скандальный характер философа-теолога не позволял ему надолго где-то задерживаться. С 1581 года он начал читать лекции в Париже, затем переехал в Лондон, где его лекции и трактаты об устройстве Вселенной привлекли скандальное внимание. Вернулся во Францию, оказавшись в кровавой гуще борьбы католиков и протестантов. Спустя время Джордано Бруно принимает роковое решение о переезде в Венецию, куда его пригласил давний друг и покровитель аристократа Джованни Мочениго.

Главная европейская слава Бруно была в том, что он обучал мнемонике – то есть искусству хорошо запоминать большие объемы информации. Это было востребовано в академической среде, профессура читала длинные лекции, студентам нужно было запомнить множество сведений и данных. Бруно в развитии техники мнемоники преуспел, тем и зарабатывал на жизнь – обучая, издавая трактаты, читая лекции. Параллельно в своих работах он высказывал революционные по тем временам догадки об устройстве Вселенной. И вот, перебравшись в Венецию, философ поделился частью своих мыслей с Мочениго, что стало концом их отношений. Аристократ написал на него донос в инквизицию, в котором утверждал, что философ якобы заявлял о существовании бесконечных миров и осмеивал основные постулаты христианской веры. Арестовали Бруно в тот же вечер доноса в конце мая 1592 года.

В венецианской тюрьме от провел почти год, затем его перевезли в Рим, где он еще семь лет в застенках инквизиции отказывался признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой.

Суд инквизиции

В Венеции трибунал инквизиции заседал во дворце дожей. Часть тюремных камер была под крышей дворца, сложенной из свинцовых листов. Летом там было нестерпимо жарко, а зимой невыносимо холодно из-за теплопроводности свинца. Есть точные сведения, что Джордано Бруно был помещен в камеру под свинцовой крышей. Применялись ли к нему пытки – достоверно не известно. Сухие протоколы инквизиции с именами председательствующих и участников со стороны обвинения, с вопросами и доказательствами инквизиторов и ответами обвиняемого дошли до нас. Сначала следователями были опрошены все возможные свидетели, но в дальнейшем обвинение опиралось только на слова Мочениго. Бруно неоднократно пояснял, что никогда не порывал ни с христианством как с учением, ни с церковью. Однако его представления о Христе и об основных постулатах вероучения серьезно противоречили официальному учению Церкви. После серии персональных допросов инквизиторы предъявили Бруно главное обвинение – «утверждал о бесконечности миров». Ученый не изменил себе: его учение о душе мира, первой материи, всеобщей одушевленности природы и бесконечной потенции оставалось неизменным, отражая, по его мнению, истину.

Инквизиторы в итоге представили Бруно восемь еретических положений, выведенных из материалов процесса и замечаний цензоров, и дали шесть дней на признание вины и отречение. Он остался непоколебим.

Заключительное заседание по делу состоялось 20 января 1600 года. 9 февраля он был лишен священнического сана и отлучен от церкви инквизитором Мадручи. После этого его передали светским властям для «милосердного наказания без пролития крови», что означало сожжение на костре. Бруно проявил невозмутимое спокойствие и достоинство.

17 февраля 1600 года на Площади цветов в Риме Джордано Бруно привязали к смертельному столбу железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась, врезаясь в тело и причиняя дополнительную боль. Ирония судьбы в том, что в этот день в Риме собрались 50 кардиналов и толпы паломников со всей Европы, которые съехались к гробу апостолов в поисках отпущения грехов. Палач поджег дрова, последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

Фактически философ был подвергнут страшному наказанию не за науку, не за слова «Земля вертится вокруг Солнца», а за религиозную ересь, в которой инквизиторы видели его герменевтические утверждения. Рассматривая факты, можно сказать, что Джордано Бруно был весьма поверхностно знаком с учением Николая Коперника и даже допускал ошибки в толковании его трудов. Однако это не умаляет того факта, что он высказал ряд удивительных предсказаний об устройстве мироздания, в том числе о бесконечности Вселенной. Его взгляды повлияли на выдающегося философа Лейбница, а в XVIII – XIX веках идеи Бруно получили признание у немецких и итальянских философов.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора