Восшедший на русский престол после убийства Павла I его сын Александр I начал проводить назревшие в империи реформы государственного управления. О том, как они начинались, кто их придумывал и осуществлял, и почему они считаются неудачными мы расскажем в новой серии статей.


Как уже отмечалось в предыдущих статьях, Михаил Михайлович Сперанский был ярым сторонником конституционных идей. Красной нитью через все его политические труды и планы государственного реформирования проходила концепция примата закона над абсолютной монархией.

В своих наблюдениях Сперанский метко подмечал двойственность социальной структуры российского общества: «В нашем государстве существуют лишь две категории людей - холопы царские и холопы помещичьи. Первых именуют вольными лишь в сравнении со вторыми. По сути же, истинно свободных в России не сыщешь, разве что среди нищих бродяг да мудрецов-отшельников».

Сперанский был убежден, что введение конституции было способно обуздать наиболее вопиющие проявления деспотизма, столь характерные для тогдашней России. Он предвидел зарождение элементов правового государства и установление четких конституционно-правовых рамок, где гарантом гражданских свобод и законности выступал бы основной закон страны. Однако, осознавая хрупкость общественного равновесия, Сперанский настаивал на том, что переход к конституционному строю должен осуществляться постепенно и непременно по инициативе самого монарха. Такой подход, по его мнению, позволил бы избежать социальных потрясений и революционных катаклизмов.

Концепции Сперанского, значительно опередившие свою эпоху, представляли собой искусную попытку балансирования между императивом обновления государственной системы и необходимостью поддержания общественного равновесия.

В фундамент государственного устройства он предлагал заложить триаду разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная ветвь реализовывалась через иерархию выборных институтов: от низовых волостных дум через окружные и губернские к вершине пирамиды - Государственной Думе, высшему законотворческому органу страны. Право законодательной инициативы Сперанский отводил правительству, но подчеркивал, что ни один новый закон не может вступить в силу без одобрения Думы и последующей санкции монарха. Примечательно, что законопроект, отклоненный большинством думских голосов, автоматически терял юридическую силу. В системе сдержек и противовесов Государственной Думе отводилась роль надзорного органа за исполнительной властью, при этом министры несли ответственность перед парламентом за свои действия.

Провидческая идея о Государственной Думе материализовалась лишь спустя столетие, в период 1906 - 1917 годов, а затем, после длительного перерыва, возродилась в 1993 году, знаменуя новый этап в развитии российской государственности. Фактически, сегодня мы видим, как воплотилась в современной России главная идея реформатора начала XIX века.

В концепции судебной системы Сперанского правосудие должно было осуществляться через сеть судебных учреждений, сочетающих в себе как назначаемых государственных служащих, так и избираемых народных представителей - присяжных заседателей. Венчал эту пирамиду Сенат - верховный судебный орган страны, формируемый путем выборов среди членов губернских Дум, что обеспечивало определенную степень независимости судебной власти от исполнительной.

Ключевым элементом в архитектуре государственного управления должен был выступить Государственный Совет, играющий роль верхней палаты парламента. Ему отводилась критически важная роль координационного центра, призванного гармонизировать деятельность различных ветвей и уровней власти. Возглавлял его монарх, который и назначал членов Совета.

В своей концепции социального переустройства Михаил Михайлович предлагал инновационный подход к структуре общества, разделяя его на три основные категории: аристократию, средний класс и трудовой народ. Хотя он выступал за предоставление гражданских прав всем жителям империи, политические привилегии, включая право голоса, он намеревался ограничить лишь первыми двумя группами, при условии наличия у них значительной недвижимости. Сперанский критически относился к институту крепостничества, однако его план по освобождению крестьян был рассчитан на длительную перспективу. Примечательно, что реформатор отстаивал неприкосновенность земельной собственности помещиков, оставляя открытым вопрос о наделении землей освобожденных крестьян.

В России 1 января 1810 года был учрежден Государственный Совет, первым госсекретарем которого император назначил Сперанского и, казалось бы, реформам дан ход. Но увы, Совет провозглашался лишь как законосовещательная инстанция при монархе.

Интересно, что конституционные замыслы Сперанского нашли частичное воплощение на периферии империи. В 1809 году он разработал проект конституции для Финляндии, рассматривая его как пилотную версию для будущего переустройства всего российского государства. Финляндская конституция задумывалась как генеральная репетиция перед внедрением аналогичного документа для всей России, создавая прецедент и образец для империи. Однако этим амбициозным планам не суждено было сбыться в полной мере из-за начавшейся в 1812 году войны с Наполеоном, которая кардинально изменила политическую повестку страны.

В начале XIX века финансовая система Российской империи находилась в критическом состоянии. Непрекращающиеся военные кампании, участие в континентальной блокаде и неэффективное управление привели к колоссальному бюджетному дефициту. Бюджет 1810 года ярко иллюстрировал глубину кризиса: при доходах в 125 миллионов рублей расходы достигали 230 миллионов, а государственный долг составлял астрономические 577 миллионов рублей.

В этих условиях Михаил Сперанский разработал свой знаменитый «План финансов», ставший основой для императорского манифеста от 2 февраля 1810 года. Этот документ представлял собой комплексный анализ экономических проблем России и предлагал теоретическую базу для реформирования финансовой сферы, денежного обращения, бюджетной политики и развития предпринимательства.

Ключевой целью плана была ликвидация бюджетного дефицита. Для достижения этой цели Сперанский предложил ряд радикальных мер:

- прекращение эмиссии обесценившихся ассигнаций;

- изъятие из обращения существующих ассигнаций и создание фонда для их погашения;

- значительное сокращение расходов всех государственных ведомств;

- внедрение строгого контроля над государственными расходами;

- реформирование монетной системы;

- оптимизация внутренней и внешней торговли;

- введение новых налогов, включая налогообложение дворянских имений.

Инициативы Сперанского в финансовой сфере продемонстрировали впечатляющую эффективность в кратчайшие сроки. К 1811 году в империи наблюдалось заметное оздоровление государственного бюджета: дефицит сократился до минимальных 6 миллионов рублей, в то время как доходная часть возросла до внушительных 300 миллионов.

Одним из ключевых достижений Сперанского стало внедрение принципов прозрачности и подотчетности в финансовой системе России. Впервые в истории страны были введены механизмы регулярной отчетности и аудита финансового состояния государства. Но по настоящему революционным шагом стала практика обсуждения бюджета в Государственном Совете.

В 1821 году Александр I распорядился вернуть Сперанского в Санкт-Петербург, завершив тем самым его продолжительную службу в Сибири. Во время обратного пути Сперанский изучал жизнь провинциальной России, посещая различные административные учреждения, промышленные и торговые предприятия, университеты, гимназии, больницы и приюты. Нового достойного назначения реформатор не получил, однако почти полтора года, с августа 1821 по февраль 1823 года, служил доверенным лицом Александра I и активно работал с ним над важнейшими внутренними и внешнеполитическими вопросами. Тем не менее отношения между императором и реформатором уже никогда не поднимались до того уровня доверия, который был до ссылки Сперанского.

Несмотря на то, что большинство идей Михаила Михайловича так и не было реализовано при его жизни, их влияние на дальнейшее развитие России трудно переоценить. Особенно примечательно воздействие мыслей Сперанского на движение декабристов, высоко ценивших интеллектуальное наследие реформатора, и даже планировавших привлечь его к участию в формировании Временного правительства после своего предполагаемого успеха. Однако, как мы хорошо знаем, восстание декабристов провалилось и на престол в 1825 году взошел Николай I.

Продолжение следует

Андрей Кирхин


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены