МОСКВА, 4 сен — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает внести изменения в закон об оперативно-розыскной деятельности, согласно которым полномочия прокуратуры по надзору за следствием будут расширены, сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена.
«Роль прокуратуры должна быть шире. Она должна являться заказчиком следствия и иметь возможность влиять на него на всех этапах, если обнаружены процессуальные нарушения», - сказал Титов.
По мнению уполномоченного, необходимо предусмотреть обязательное согласование с прокуратурой гласных оперативно-розыскных мероприятий (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств). А в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, – уведомлять прокуратуру в течение 48 часов. «Это позволит сократить число осмотров, проводимых без достаточных оснований и по неконкретным объектам», - считает бизнес-омбудсмен.
Кроме того, предлагается предусмотреть в УПК утверждение прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, а также право прокурора прекращать уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных УПК (право прокурора по результатам рассмотрения обвинительного заключения вынести решение о прекращении уголовного преследования при наличии оснований). Наконец, предлагается предоставить прокурору право согласовывать ходатайство следствия о заключении под стражу или домашний арест, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста.
«Только в первом полугодии 2019 года прокуратура вскрыла свыше 25 тысяч нарушений со стороны следствия. Более 70% из них допущены при рассмотрении сообщений о преступлениях; остальные - при производстве предварительного расследования», - сказал начальник Главного управления ГП по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Юрий Карапетян.
По словам представителя ГП, по этому поводу внесено 4,5 тысяч актов прокурорского реагирования. «Но нужно понимать, что прокуроры ограничены в полномочиях по надзору за следствием. По ряду процессуальных вопросов занятая прокурором позиция не только расходится с мнением следствия, но и не всегда принимается во внимание судом», - заключил Карапетян.