МОСКВА, 11 сен — РАПСИ. Набор нового состава общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в 44 субъектах страны, осуществляющих контроль за условиями содержания и соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, завершится 17 сентября, сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ.
«Сюда приходят по зову сердца. Кто-то борется за справедливость, за свободу, кто-то сам прошел через это и теперь хочет помочь другим. Люди просто стараются помочь, насколько это возможно. За свою работу мы не получаем зарплаты и не можем принимать денежные благодарности — делается все на общественных началах», — сказала председатель ОНК Республики Татарстан Лариса Расческова.
По словам правозащитницы, ОНК — это важная работа общественных объединений совместно с ФСИН и МВД. «Стоит отметить, что руководство ведомств очень внимательно относится к деятельности комиссий и старается организовать продуктивное взаимодействие. Ведомства стали более открытыми. Руководители увидели в ОНК не столько занозу, сколько помощников в выявлении недостатков в их работе. Но это не говорит, что общественные наблюдательные комиссии стали карманными, как считают некоторые правозащитники. При проверках мы ковыряемся, бываем дотошно противными, ругаемся с руководством ФСИН и МВД и стараемся совместными усилиями решить возникающие проблемы», — говорит председатель ОНК Республики Татарстан.
Комиссия не может влиять на судебные органы, не оказывает юридическую помощь по конкретным делам, не имеет права вмешиваться в ход следствия и дознания. Часто в ОНК обращаются по вопросам, которые не входят в ее компетенцию. Например, много тех, кто не согласен с решением суда или действиями следственных органов. В этом случае члены комиссии передают обращения в прокуратуру, омбудсмену и другим ведомствам, поясняет пресс-служба ОП.
При этом ОНК имеет право проверить все условия содержания вплоть до туалетной бумаги. «Смотрим, насколько чисто в камерах, чем кормят осужденных или задержанных и даже не громко ли играет радио. Ведь даже такой, казалось бы, малозначительный фактор может сказаться на состоянии человека. За восемь лет моей работы произошло и изменилось очень многое. Когда я только пришла, складывалось впечатление, что для руководителей подконтрольных нам ведомств мы непонятная организация, доставляющая всем одни проблемы и неприятности. Конечно, неудобства мы и сейчас создаем. Такая работа», — заключила Расческова.