МОСКВА, 30 апр — РАПСИ. Уполномоченный по правам ребёнка в РФ Анна Кузнецова приветствует, что в системе образования особое внимание стало уделяться воспитательным программам.
«Конечно, год выдался непростой, но в этом контексте особенно радостно говорить о тех победах, которых удалось добиться. В первую очередь хотелось бы сказать о тех поправках в Конституцию, которые определили вектор изменения во многих сферах нашей жизни. Я говорю как раз о том, что дети сегодня стали приоритетом, а воспитание и обучение - это две неразрывные грани одного процесса»,- сказала Кузнецова на расширенном заседании коллегии Минпросвещения, где обсуждались результаты реализации государственной политики в области образования и результаты деятельности министерства в 2020 году.
Кузнецова приветствует, что в 2020 году президентом был подписан закон об усилении воспитательной компоненты в школах.
«В 2018 году мы с Рособрнадзором начинали огромную работу, которая была не совсем понятна, но она дала свой результат. К сожалению, только 16% воспитательных программ на тот момент, как показали исследования, соответствовали действующим нормам. Сейчас мы видим как проблема преодолена», - сказала детский омбудсмен, подчеркнув, что в школах отмечена важнейшая роль педагогов, добавлены средства на оплату труда классного руководителя, появляются новые проекты. «Это, конечно, радует и я считаю это нашей победой. Немногие догадывались, что эта задача в такие короткие сроки может быть достигнута», - добавила Кузнецова.
При этом Кузнецова считает, что качество воспитательных программ должно оцениваться экспертами.
«Следующим этапом была работа над получением точной и действенной обратной связи по вопросам эффективности реализации воспитательных программ в образовательных организациях.
К этой теме нужно подойти максимально тонко и корректно с привлечением научного и экспертного сообщества, но обратная связь по вопросам качества реализованных воспитательных программ безусловно важна», - считает уполномоченный.
Одной из побед детский омбудсмен считает появление в школах уроков «Семьеведения».
«Мы вместе добивались отражения в плане «Десятилетие детства» темы сохранения традиционных семейных ценностей и сегодня мы видим как эта тема реализуется», - отметила она.
Кузнецова также считает одной из побед - решение вопроса о бесплатном горячем питании в школах.
«С прошлого года все учащиеся начальных классов должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием. Это результат той большой работы, которая была проведена, он безусловно очевиден», - отметила она.
Однако детский омбудсмен посетовала, что осталась проблема с обеспечением горячим питанием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
«Только 8% образовательных организаций по нашим данным имеют возможность и реализуют программы обеспечения горячим питанием детей с ОВЗ и особенными пищевыми потребностями. Эта та задача, которую предстоит решать», - подчеркнула она.
Кузнецова также приветствует начавшееся реформирование органов опеки и попечительства.
«Ещё одна тема, которую удалось сдвинуть с мёртвой точки, не смотря ни на что - это реформирование органов опеки и попечительства. С этой темой мы обращались к президенту, мы знаем, что создана рабочая группа», - сообщила она, отметив, что уже выработаны показатели по оценке эффективности работы органов опеки.
Говоря об обращениях, которые поступали в аппарат уполномоченного по правам ребёнка в 2020 году, Кузнецова сообщила, что большинство из них касались дистанционного обучения.
«17 тысяч из 18 тысяч, поступивших к нам коллективных обращений, конечно, затронули тему дистанционки», - сказала омбудсмен, при этом подчеркнув, что власти четко обозначили позицию, что замены дистанционным образованием очного не будет.
Вместе с тем Кузнецова обеспокоена снижением числа учреждений дошкольного образования.
«Дошкольные учреждения укрупнялись, их число с 2017 года сократилось на 2,7% по данным Росстата, 6% учреждений нуждаются в капитальном ремонте и некоторые находятся в аварийном состоянии», - сообщила она. Детский омбудсмен также критикуют деятельность некоторых региональных и муниципальных властей, которые незаконно реорганизуют, ликвидируют или используют не по назначению детские сады.
«Эта проблема поступает и к нам. Нужно усилить работу в регионах по недопустимости такого подхода к реорганизации дошкольных учреждений», - подчеркнула она.
Кроме того, согласно мониторингу, только 11 регионов сообщили о 100% доступности дошкольного образования для детей до 3 лет и только 20 субъектов - об удовлетворении спроса на места для детей до 7 лет, которые расположены в непосредственной близости от их места жительства, добавила Кузнецова.
Между тем, по ее информации, за 3 года на 2,2% сократилась и число общеобразовательных организаций, причём численность обучающихся в них возросла на 4,7 %. Однако детский омбудсмен приветствует, что в бюджет заложены средства на строительство новых школ.
«Мы надеемся, что все эти проблемы, которые мы видим, а именно рост обучающихся во вторую и третью смену будут преодолены и ликвидированы», - заключила Кузнецова.