САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Включенные в перечень экстремистов и террористов после отбытия наказания за соответствующие преступления имеют право на банковское обслуживание в качестве физических лиц, уверена уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова. 

Как рассказали в пресс-службе омбудсмена, недавно к ним обратился отбывший срок за попытку изготовления взрывного устройства мужчина. Он пожаловался на нежелание банков оформлять ему банковскую карту. 

"Несколько лет назад тогда еще несовершеннолетний выпускник средней школы увлекся исламизмом и пытался сделать взрывное устройство, чтобы самоподорваться в центре города, но вовремя остановился и раскаялся. Отбыв назначенный судом срок в колонии строгого режима, в конце 2022 года он вернулся домой, но ему даже банковскую карту не завести, поскольку он включен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму", - рассказали в пресс-службе, пояснив, что заявителю отказали в открытии счета в более чем десяти банках.

Изучив жалобу, омбудсмен пришла к выводу, что заявителю неправомерно отказывают в открытии счета. По ее мнению, действующее законодательство не запрещает принимать граждан, включенных в перечень экстремистов и террористов, на банковское обслуживание.

"При подозрении, что целью заключения договора является финансирование терроризма, банки могут отказать клиенту. Однако это законное право кредитных организаций не распространяется на физических лиц. Для них Федеральным законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен ограниченный список разрешенных операций", - разъяснили в аппарате уполномоченного.

И в этот список, по словам экспертов, входит получение и расходование заработной платы (не более 10 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи), выполнение налоговых, иных денежных и имущественных обязательств, совершение покупок и трат в особом порядке (с обоснованием их необходимости).

"Полагаю, что отсутствие у заявителя возможности открыть банковский счет и осуществлять необходимые денежные операции негативно влияет на его адаптацию после освобождения и нарушает его права, в том числе трудовые", - написала Агапитова руководителю службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка РФ Михаилу Мамуту. Омбудсмен попросила у него разъяснений и содействия в этом вопросе.