МОСКВА, 26 авг - РАПСИ. Жители Подмосковья и правозащитники возмущены возможным увеличением стоимости проезда в пригородных электричках после 1 января 2011 года сразу в полтора раза, а также желанием железнодорожников повысить штрафы за безбилетный проезд до европейского уровня. Пассажиры уже активно комментируют в СМИ и блогах эту тему и требуют у РЖД сначала улучшить качество и сервис перевозок, а затем повышать тарифы и стоимость проезда в электричках.

В среду начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых сообщил журналистам, что тариф на проезд в электричках в Московской области в 2011 году может составить 25 рублей в пределах одной зоны. Кроме того, железнодорожники предлагают увеличить штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах до европейского уровня, то есть со 100 рублей до 2-3 тысяч рублей.

Естественное повышение тарифов

В предыдущий раз цены на проезд в электричках Москвы и Подмосковья были повышены с 1 января 2010 года. Тогда за одну зону в Подмосковье пассажиру нужно было заплатить 16,5 рубля и прибавить за пересечение границы с Москвой еще 26 рублей. В 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья. Повышение тарифов вызвало недовольство населения, на железной дороге увеличилось число "зайцев".

В связи с обращениями граждан, а также Общества по защите прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Генпрокуратура провела проверку, признав взимание платы за пересечение границы Москвы и области незаконным. Сейчас за одну зону в Подмосковье пассажир платит 16,5 рубля.

Глава ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков сообщил в четверг РИА Новости, что активность граждан на форуме сайта ОЗПП в связи с сообщениями о подорожании проезда в электричках увеличилась. "Люди возмущаются. РЖД ведет себя как монополист, которому все позволено и все можно, который считает, что может повысить стоимость билетов настолько, насколько захочет", - сказал Аншаков.

По его словам, с 2000 года цены на услуги естественных монополий растут "опережающими инфляцию темпами в два-три раза". "Это говорит о том, что РЖД с каждым годом работает все более и более неэффективно. Они каждый раз повышают цены, мотивируя тем, что им нужно покрыть убытки. И каждый раз на Новый год они опять говорят, что у них новые убытки, опять нужно повысить тарифы значительно больше, чем повысилась инфляция. И так продолжается до бесконечности", - заметил правозащитник.

При этом РЖД не заинтересованы в снижении собственных издержек, считает Аншаков. "Чем дороже у них будут эти пригородные перевозки - тем лучше, и тем большее повышение цен на билеты они смогут выбить", - сказал он.

Кроме того, Аншаков уверен, что РЖД нечестно проводит внешний аудит, доказывающий, что пассажирские перевозки убыточны. "Аудит они проводят в аффилированных с собой компаниях, с которыми есть определенные договоренности. Нет внешнего контроля никакого", - заметил Аншаков.

В свою очередь в пресс-службе РЖД РИА Новости напомнили, что РЖД предоставляет регионам расчеты по уровню тарифа на проезд в пригороде, который покрывает все расходы на обеспечение перевозки, а регионы решают: принять его, снизить или повысить. "В случае снижения, региональные власти должны возместить недостающую часть тарифа железной дороге из бюджета", - уточнили в компании.

В пресс-службе РЖД отметили, что считают этот тариф - 25 рублей - "экономически обоснованным". Комментарий властей Подмосковья РИА Новости получить пока не удалось.

"Филиал концлагеря"

Однако рядового пассажира, совершающего ежедневные поездки на пригородной электричке от дома к работе и обратно, больше волнует не внешний аудит РЖД, а низкое качество предоставляемых услуг, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно.

"Про поезда я вообще не берусь рассказывать... Скотовозы, заблёванные и загаженные. Эдакий филиал концлагеря", - делится своими впечатлениями пользователь сайта РИА Новости с именем КР.

"Хотят взимать штраф на европейском уровне. Я согласен. Но. Тогда взамен должно быть европейское качество предоставляемых услуг", - пишет пользователь Живого Журнала (ЖЖ) agarty-mc.

"Много ли из тех, кто ездит в электричках, возят с собой 60 евро хотя бы? Что делать с человеком, который этот штраф платить откажется? Высаживать? Он скажет спасибо", - заметил блогер ЖЖ d7ushakov.

Пассажиры уверены, что уже сейчас ездить на работу на автобусе дешевле, чем пользоваться пригородными электричками. "На автобусе дешевле. А ведь электричка везёт гораздо больше пассажиров и электроэнергия дешевле бензина. Как рассчитывается тариф на проезд в электричке?", - вопрошает посетитель сайта РИА Новости nvsad.

Некоторые пользователи интернета считают, что руководство железной дороги должно доплачивать пассажирам за такие условия пригородных перевозок. "За проезд на таких электричках (например, Тверь-Москва) РЖД еще и доплачивать должны, за то, что пассажиры вынуждены терпеть вонь, грязь, простои и нашествие горлопанистых "коробейников", - пишет блогер gavrik-m.

Составим акт

В свою очередь правозащитник Аншаков заметил, что подобные заявления граждан о компенсациях со стороны РЖД не лишены оснований.
"Потребитель имеет право требовать деньги с РЖД, если его перевезли в некомфортных условиях. Если он купил билет, сел, а там помимо прочих прелестей, антисанитарии, давки и разбитых окон, еще и температура летом такая же, как на улице, пассажир имеет право через суд потребовать компенсацию в размере гораздо большем, чем стоимость билета", - сказал он.

Зафиксировать нарушения для доказательств обычному пассажиру будет сложно, заметил глава "Общественного контроля". "Нужно составлять какой-то акт, обращаться к нам, чтобы наши специалисты выехали и зафиксировали. Конечно, при миллионных перевозках в каждом конкретном случае мы не сможем приехать, но, тем не менее, нам нужно сообщать о нарушениях", - добавил он.