МОСКВА, 14 мар - РАПСИ. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает арест двух участниц панк-группы Pussy Riot избыточно строгой мерой и намерен продолжать его обжалование, сообщает в среду пресс-служба омбудсмена.
В феврале пять девушек в храме Христа Спасителя включили звукоусиливающую аппаратуру и стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих. В марте в рамках расследования уголовного дела о хулиганстве были задержаны шестеро предполагаемых активистов группы. Мосгорсуд в среду признал законным арест двух предполагаемых участниц Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой.
"После обращения к уполномоченному адвоката арестованных девушек, омбудсман, оценив представленные ему решения о заключении под стражу двух молодых мам, принял решение, не вторгаясь в вопросы установления их виновности, обжаловать решение о применении избыточно строгой меры пересечения", - говорится в сообщении.
Посчитав, что решение суда было основано не на доказательствах, а на допущениях и предположениях, не подтвердившихся во время судебных заседаний, Лукин подготовил жалобу и направил своих представителей в Мосгорсуд для обжалования ареста. Однако коллегия Мосгорсуда не разрешила представителям омбудсмена участвовать в обжаловании ареста.
"Основанием послужило якобы отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации установленных форм их участия. Следует заметить, что федеральный конституционный закон... "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" имеет большую юридическую силу по отношению к федеральным законам, коим кстати является УПК Российской Федерации", - следует из релиза. Согласно российской конституции, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Согласно ФКЗ об омбудсмене, по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также (лично или через своего представителя) участвовать в процессе в установленных законом формах, отмечается в релизе. По словам Лукина, в УПК такая форма также, вопреки утверждениям суда, предусмотрена - так, согласно части 2 статьи 49 в качестве защитника по ходатайству обвиняемого может быть допущено наряду с адвокатом другое лицо.
"Возможно, суд слишком вольно истолковал часть 2 статьи 49 УПК РФ, решив, что она может применяться лишь на стадии судебного разбирательства. Однако в самой статье об этом не сказано ни слова. Лишь определена форма допуска - по определению суда, которое может быть принято в ходе любого судебного заседания. Неоднократно высший суд нашего государства - Конституционный суд РФ пояснял, что реализация права пользоваться помощью защитника на той или иной стадии процесса не может ставиться в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, у которого находится дело. Отказ суда в предоставлении обвиняемому возможности воспользоваться правом приглашения любого лица в качестве защитника наряду с адвокатом, может иметь место лишь при наличии существенных к тому оснований, в том числе обстоятельств, исключающих участие защитника в производстве по делу", - говорится в сообщении.
Подобных оснований в решении Московского городского суда приведено не было, подчеркивается в релизе.
"Уполномоченный также считает необходимым еще раз подчеркнуть, что его участие заявлялось исключительно с проверкой законности решения о заключении под стражу, а не с вопросом о виновности или невиновности. Со своей стороны Уполномоченный намерен продолжить обжалование заключения под стражу в вышестоящих судебных инстанциях", - говорится в сообщении.