МОСКВА, 30 мар - РАПСИ. Матери убитой в Брянске девятимесячной девочки Светлане Шкапцовой, покрывавшей своего сожителя и заявившей о похищении ребенка, грозит уголовная ответственность по ряду статей Уголовного кодекса РФ, в том числе за соучастие в убийстве, считают известные российские юристы, опрошенные в пятницу агентством РАПСИ/rapsinews.ru.

Респонденты агентства отметили, что пока слишком мало данных, чтобы предположить конкретный состав преступления с ее стороны, но мать девочки могут привлечь либо за соучастие в убийстве, либо за его сокрытие, а также за заведомо ложное сообщение в правоохранительные органы о похищении ребенка.Точно ее роль определится после судебно медицинской экспертизы, вскрытия трупа и ряда следственных действий.

Девятнадцатилетняя Шкапцова 11 марта сообщила, что коляску с ребенком похитили, пока она покупала корм для кота в зоомагазине. Пустую коляску скоро нашли в подъезде дома недалеко от места пропажи. К поискам девочки подключились полиция, СМИ, добровольцы, соседние регионы и даже соседние государства. В Брянск приехали тысячи добровольцев и волонтеров, сотрудниками полиции были отработаны более 1928 населенных пунктов, проверено 39,31 тысячи домовладений, более 32 тысяч квартир, опрошено более 103,5 тысячи жителей области, обследовано 4,7 тысячи чердаков и подвалов, а также десятки стройплощадок, заброшенных зданий, мостов.

Отрабатывали многочисленные версии: что девочку похитил сожитель матери, который работал так называемым вахтовым методом в Москве, цыгане, бездомные. Снова и снова появлялась информация о том, что кто-то где-то видел подозрительных людей, которые несли или везли младенца. Сообщения о том, что в пропаже ребенка подозреваются родители, регулярно опровергались следствием.

В ночь на пятницу стало известно, что ребенок убит, а похищение инсценировано родителями девочки. Оба подозреваемых задержаны. Сожитель Шкапцовой Александр Кулагин был доставлен на допрос для дачи признательных показаний. В ближайшее время ему будет предъявлено обвинение, следствие ходатайствует о его аресте.

Немотивированная жестокость

Как сказал РАПСИ/rapsinews.ru адвокат Владимир Жеребенков, в зависимости от обстоятельств дела мать девочки могут привлечь за соучастие в преступлении или за его сокрытие. "Надо неспешно, вдумчиво, тщательно расследовать это дело, установить роль каждого из родителей, их действия в момент убийства. Родство тут будет степенью отягчения вины", - отметил он.

В свою очередь адвокат Оксана Михалкина не сомневается, что Шкапцова была соучастницей убийства. "Поведение матери совершенно определенно является преступным. Она допустила жестокую смерть ребенка, покрывала своего сожителя. Безусловно, она должна предстать перед судом как соучастница преступления", - сказала Михалкина, добавив, что не видит для нее смягчающих вину обстоятельств, ведь своим пассивным поведением она фактически одобряла действия сожителя. "Это молчаливое согласие на совершение преступления в отношении ребенка. Как мать двоих детей я просто не могу ее понять. Как можно, выбирая между ребенком и сожителем, выбрать сожителя? Как можно было вообще допустить это убийство?", - заявила адвокат. По ее мнению, "разумный человек на ее месте сделал бы все, чтобы виновный понес наказание".

Кроме того, Михалкина считает, что это преступление "вскрывает глубинные процессы в нашем обществе, а именно немотивированную жестокость по отношению к слабым - детям и старикам".

По мнению адвоката Владимира Кирсанова, участвовавшего в деле о похищении сына бизнесмена Евгения Касперского, из опубликованной на данный момент информации можно сделать вывод, что Шкапцова была соучастницей преступления. "Судя по тому, что я читал в СМИ, это соучастие - она знала об убийстве и помогала скрыть следы преступления, спрятать труп", - заявил адвокат. Он предположил, что "учитывая общественный резонанс данного уголовного дела, приговор по нему будет максимально жестоким". Адвокат добавил, вопрос о том, были ли действия матери ребенка соучастием в убийстве или укрывательством преступника, предстоит выяснить следствию с учетом всех материалов дела.

Адвокат Анна Бюрчиева, которая принимала участие в судебном разбирательстве по поводу похищения сына бывшего вице-президента "Роснефти" Михаила Ставского, также отметила, что установить точную роль Шкапцовой сможет только тщательное расследование. "Предстоит разобраться, при каких обстоятельствах было совершено убийство, почему мать не оказала дочке медицинскую помощь, не вызвала врачей, ведь, возможно, ребенка еще можно было спасти", - сказала адвокат. По ее словам, ответить на все эти вопросы сможет только вскрытие и судебно-медицинская экспертиза. После этих следственных действий объем обвинения может расшириться.

Укрывательство преступника и ложный донос

По мнению Бюрчиевой, матери убитой девочки грозит привлечение к ответственности за сокрытие преступления и сообщение о якобы имевшем место похищении. "Она ввела следователей в заблуждение, направила их по ложному пути, а ведь столько людей было задействовано в поисках", - сказала адвокат. Кирсанов и адвокат Виктор Паршуткин также отметили, что в действиях Шкапцовой есть состав преступления, предусмотренного статьей 306 УК РФ (заведомо ложный донос).

Между тем Жеребенков уверен, что привлекать мать девочки к ответственности по этой статье нельзя. "Ложный донос - это обвинение конкретного лица в преступлении, которого он не совершал. В результате человек претерпевает правовые последствия и явные неудобства. Собственно эту статью ввели в правовое поле, чтобы было неповадно обвинять невиновных. Однако они никого конкретного не обвиняли, а пытались скрыть преступление и избежать уголовной ответственности, ввести следствие в заблуждение. Отдельного состава преступления тут нет", - заявил он.

Паршуткин также считает, что Шкапцова может избежать ответственности и за сокрытие преступления своего сожителя. "В случае, если будет доказано, что она не участвовала в совершении преступления, не создавала условий его осуществления и узнала о нем только после того, как убийство уже было совершено, то ей могут вменить недоносительство. Однако в этом случае, по сложившейся практике, она будет освобождена от ответственности, ведь гражданский муж приравнивается к близкому родственнику. По этому поводу среди правоприменителей долгое время была дискуссия, однако практика сложилась таким образом, что гражданские муж и жена, не легализовавшие свои отношения штампом в паспорте, считаются близкими родственниками и освобождаются от ответственности за отказ от дачи показаний друг против друга", - отметил Паршуткин.

Он подчеркнул, что пока тело девочки не найдено и в деле еще нет никаких доказательств, кроме признаний, которые иногда могут вызывать сомнения в своей достоверности. "Поэтому я бы пока не спешил с выводами об их виновности", - сказал адвокат.

Уголовный кодекс предусматривает за заведомо ложное сообщение о совершении преступления максимальное наказание в виде двухлетнего заключения, но статья включает в себя и более мягкие санкции - от штрафа до принудительных работ. Такие же санкции грозят за укрывательство особо тяжких преступлений. Однако при этом "лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником". У опрошенных РАПСИ/rapsinews.ru юристов единого мнения, считается ли гражданский муж близким родственником, не было.

Предварительные итоги расследования

По данным следствия, вечером 2 марта в ходе ссоры Кулагин вначале избил сожительницу, а затем и малолетнюю дочку, выбросив ее из коляски. Не менее суток отец не позволял матери приблизиться к ребенку или вызвать скорую помощь. На следующий день девочка скончалась. Рано утром 4 марта мужчина на такси вывез тело ребенка в Почепский район, где сжег его, а затем угрозами заставил свою сожительницу Светлану Шкапцову инсценировать похищение, полагают следователи.

Чтобы запутать следы, в ночь на 10 марта мужчина уехал в Москву и оставил там сотовый телефон. Затем он на автобусе вернулся в Брянск, чтобы уже самому принять участие в инсценировке. Для этого он приготовил женскую одежду, парик и очки. В соответствии с разработанным планом, 11 марта около 17 часов мать ребенка оставила пустую детскую коляску возле зоомагазина на улице Пушкина в Брянске, а переодетый в женскую одежду отец укатил ее и оставил в подъезде дома на той же улице.