МОСКВА, 4 апр - РАПСИ. Правозащитники и члены Общественной палаты по-разному оценивают приказ главы МВД Рашида Нургалиева о новом регламенте рассмотрения обращений граждан в полицию. Одни считают, что это нововведение не изменит ситуацию, по мнению других, новый регламент должен минимизировать проблемы в этой области. Третьи отмечают, что инициатива Нургалиева может дать положительный результат в том случае, если МВД будет отправлять копии жалоб в независимые организации.
Согласно приказу главы МВД, текст которого в среду публикует "Российская газета", полицейские должны принимать все жалобы, которые к ним поступают, и общаться с гражданами не более 10 минут. По истечении этого времени человеку предложат изложить свою проблему письменно. Рассматривается жалоба в течение месяца, при этом обратившегося уведомляют об этом письменно, говорится в приказе. Кроме того, сотрудникам правоохранительных органов запрещается пересылать обращения тем начальникам и в те структуры, на которые жалуется заявитель.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала приказ министра МВД "странным распоряжением".
"Вообще-то они (полицейские) и до этого обязаны были общаться с гражданами. Но не шибко-то выполняли. Не знаю, будут ли теперь выполнять. Почему десятью минутами ограничено, а если человек может за 11 минут (рассказать о своей проблеме)", - сказала Алексеева РИА Новости.
Она считает, что не все могут грамотно изложить суть претензий в письменной форме.
"Некоторые не умеют писать, для них это сложное распоряжение. Не все люди достаточно образованы, чтобы уметь в письменном виде изложить, рассказать легче. Почему не выслушать человека?", - отметила правозащитница.
По ее словам, полицейские и раньше должны были реагировать на любое заявление граждан, однако этот указ не выполнялся.
"Хорошо, что министр (МВД) обращает на это внимание полицейских, но будет ли это исполняться, сомневаюсь", - заключили Алексеева.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что новый регламент подачи жалоб в полицию никак не изменит ситуацию в правоохранительных органах.
"Ситуация-то не меняется от того, что появляются некие благие заявления министра внутренних дел. Ситуация какой была, такой и останется. Я совершенно в этом уверен, если останется министром внутренних дел Нургалиев", - сказал РИА Новости Пономарев.
По мнению правозащитника, глава МВД постоянно делает какие-то новые заявления, чтобы сохранить свой пост.
"Мне кажется, что главная его задача - остаться министром внутренних дел. Поэтому его пиар-служба или он сам должен делать какие-то шаги, которые власть может считать положительными. Чтобы склонялась чаша весов в его сторону, так как вопрос, останется ли он министром внутренних дел, подвешен", - отметил Пономарев.
В свою очередь эксперт Московской Хельсинкской группы Николай Зборошенко также не видит предпосылок для изменения ситуации с рассмотрением обращений граждан.
"В принципе, это не изменит ситуацию, потому что у граждан и так было право на пульт "02" позвонить. В общем-то, разные формы обращения в органы внутренних дел. Это, получается, никак не меняет ситуацию. Порядок рассмотрения обращений граждан тот же", - сказал Зборошенко.
По его словам, в федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" уже содержится прямой запрет на направление обращений в тот орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются.
МВД должно в обязательном порядке направлять копии всех жалоб и обращений граждан в какую-нибудь независимую организацию - лишь в этом случае новый административный регламент ведомства может дать положительный эффект, считает член Московской Хельсинкской группы правозащитник Валерий Борщев.
"Некое движение вперед есть, хотя всего этого, на мой взгляд, недостаточно. Мы знаем, что были жалобы на органы внутренних дел, в той же самой Казани, и они не рассматривались. Сплошь и рядом в полиции на жалобы отвечают, что "факты не подтвердились". И нынешний регламент ничего не решает", - сказал Борщев в среду РИА Новости.
По мнению правозащитника, проблему можно решить, если жалобы, представленные в полицию, будут также становиться известны представителям других силовых структур и общественности.
"Например, здесь могло быть обязательное направление копии жалобы в некую независимую структуру, которая была бы в курсе, что такая жалоба есть, и могла бы как-то отслеживать работу полиции над этой жалобой. Кроме того, о поступающих жалобах можно было сообщать контролирующим органам - прокуратуре, Следственному комитету, хотя бы просто в порядке извещения, уведомления", - отметил Борщев.
"Если же все это будет "крутиться" внутри одного ведомства, то, боюсь, все эти нововведения не изменят существенно положение. Потому что внутренний сговор между сотрудниками достаточно силен, там достаточно сильная корпоративная спайка", - добавил правозащитник.
По мнению Борщева, стоит задача "разрушить эту корпоративность" в МВД и установить над ней некий контроль.
"А выход один - прозрачность, и не только перед государственными структурами, но и перед обществом", - сказал он.
Глава комиссии Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена считает приказ Нургалиева важным документом. По его мнению, новый регламент должен минимизировать проблемы с рассмотрением обращений граждан.
"Конечно, надо посмотреть и прописать персональную ответственность людей, которые непосредственно принимают жалобы и рассматривают их, для того чтобы соблюдались сроки, установленные действующим законодательством. Сам подобный регламент был необходим, поскольку мы видим, что на практике бывают проблемы с исполнением законных требований", - сказал Кучерена РИА Новости.
Он отметил, что в Общественной палате будут контролировать, как исполняется новый регламент.
Тема злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников правоохранительных органов вновь оказалась в центре внимания общества и СМИ после недавнего ЧП в отделе полиции "Дальний" в Казани, где, по версии следствия, полицейские до смерти замучили задержанного.
Согласно данным фонда "Общественное мнение", более трети россиян полагает, что руководство МВД может, но не хочет бороться с беззаконием в полиции. Социологи отмечают, 37% россиян ощущают беспокойство и тревогу, если к ним обращаются сотрудники полиции (в июле 2008 года 22%). Не испытывают таких волнений 52% (67% в 2008 году).
Четверть респондентов (24%) полагает, что в их отделении полиции по месту жительства подобные издевательства над задержанными, как в Казани, происходят редко. При этом 20% считают, что такие случаи бывают часто, а 15% отрицают такую возможность.