МОСКВА, 5 июн - РАПСИ. Пострадавшие в результате ЧП в московском метро могут рассчитывать на компенсации как материального, так и морального вреда, шансы пассажиров победить руководство столичной подземки в суде максимальны, считают юристы, опрошенные в среду РАПСИ.
При этом они удивились, что начальство метрополитена и столичные власти сами до сих пор не предложили пострадавшим компенсации.
В утренний час-пик в столичном метро на перегоне между станциями "Библиотека имени Ленина" и "Охотный ряд" Сокольнической линии загорелся силовой кабель. По последним данным, пострадали 59 человек, 15 госпитализированы, при этом трое находятся в реанимации.
Все шесть станций Сокольнической линии внутри "кольца" были закрыты для пассажиров. В 12.00 движение было восстановлено. Позже на том же участке снова произошло задымление, после его устранения движение вновь возобновили.
Компенсация и перспектива судебных разбирательств
По мнению юристов, руководство московского метрополитена должно само предложить пострадавшим сумму компенсации, а в случае неудовлетворенности ее размером можно и нужно обращаться с иском в суд.
"Если метрополитен не обозначит сумму компенсации за причинные неудобства и ущерб, то пострадавшие имеют полное право обратиться в суд для возмещения причиненного ущерба и они могут в полной мере рассчитывать на компенсацию", - считает адвокат коллегии "Вашъ юридический поверенный" Евгений Устин.
Пассажиры, которые получили вследствие аварии травму, моральный или материальный ущерб, вправе потребовать от администрации московского метрополитена компенсацию вреда, как в досудебном, так и в судебном порядке, указывает доцент кафедры административного права МГЮА им. О.Е. Кутафина Максим Поляков.
"Для этого необходимо в письменном виде зафиксировать факт нахождения на момент аварии в метро, потребовать от дежурного по станции справку о причинении травмы или порче имущества, а затем оформить соответствующее заявление с приложением всех собранных документов в администрацию метрополитена", - объясняет преподаватель МГЮА.
При этом, в случае отказа со стороны руководства столичной подземки платить ущерб, перспективы взыскания компенсации через суд представитель Университета расценил как положительные.
"Если причиненный физический или материальный вред оценивается пассажиром как существенный и нанес ему серьезную физическую боль и страдания, то он вполне может рассчитывать на компенсацию и морального ущерба. Ключевым критерием в данном случае является соразмерность вреда и той денежной суммы, в пределах которой пассажир будет оценивать причиненный ущерб. В любом случае, данная сумма должна быть разумной и, по возможности, удостоверяться в документированном виде соответствующими чеками и квитанциями, подтверждающими израсходованные денежные суммы, которые были потрачены на лечение или покупку предметов имущества", - пояснил Поляков.
Однако ассоциированный партнер Юридической фирмы "ЮСТ", адвокат Александр Боломатов считает, что если материальный ущерб, при наличии документов, отсудить более, чем возможно, то с моральным возникнут большие сложности.
"Возмещение морального вреда по подобного рода происшествиям обычно не производится. Формально в данном случае мы имеем дело с ненадлежащим оказанием услуг по перевозке. Практику по таким искам для истцов можно охарактеризовать как негативную. Подача коллективных исков в таких случаях не предусмотрена, в связи с чем иск можно подать только от своего имени с подтверждением факта перевозки, доказательств причинения морального вреда (справка от врача о нервном расстройстве вследствие давки, волнений и так далее)", - пояснил Боломатов.
Уволить или записать прогул не имеют права
Опоздавшие из-за коллапса на работу могут быть спокойны за свое рабочее место, увольнять за вынужденный "срыв" трудового графика работодатель сотрудника не имеет права, подчеркивают юристы.
Тем же, у кого начальство отличается особенно суровым нравом, они рекомендуют запастись доказательствами, что опоздали по уважительной причине.
"Пассажиры могут обратиться к дежурному по станции метрополитена или в кассу метро с просьбой о предоставлении справки, в которой будет зафиксировано нахождение в метро во время ЧП", - говорит доцент одной из кафедр МГЮА.
В качестве доказательств могут послужить и фотографии, сделанные на мобильный телефон или другие гаджеты, но в этом случае, желательно, чтобы в кадр попало и лицо якобы прогульщика и картина, отражающая, что он находится в зоне ЧП, продолжил Поляков.
"Если же работодатель подвергнет сомнению ссылку сотрудника на произошедшие сегодня события, то он будет обязан для начала запросить его письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней работник его не предоставил - составляется соответствующий акт. Только после этого работодатель вправе применять какое-либо дисциплинарное взыскание", - продолжил представитель юридической фирмы ЮСТ.
В случае несогласия с кадровым решением, по словам адвоката, его можно обжаловать в суде в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, например, при ознакомлении с приказом о применении к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
"В суде работнику следует ссылаться на то, что сегодняшняя ситуация в метро и произошедший в связи с этим транспортный коллапс - общеизвестный факт, поэтому в дополнительном доказывании не нуждается в силу статьи 61 ГПК РФ (основания для освобождения от доказывания)", - отметил Боломатов.