МОСКВА, 20 сен – РАПСИ. Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко связал снижение числа удовлетворяемых судами ходатайств о заключении под стражу с реализацией предложений ФПА по развитию уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики, об этом сообщается на официальном сайте организации.

Ссылаясь на статистику Судебного департамента при Верховном суде РФ, Пилипенко заявил, что в 2016 году суды удовлетворили на 17 000 меньше ходатайств о заключении под стражу, чем в предыдущем. По предварительным данным, в августе этого года количество лиц, содержащихся под стражей, снизилось на 770 человек. Глава ФПА считает, что наметившееся сокращение негативной тенденции связано с реализацией предложений, ранее изложенных в докладе организации «Об обеспечении гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу».

ФПА поддерживает инициативы Президента РФ

Комментируя работу ФПА по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, Пилипенко рассказал о поддержке недавних инициатив главы государства, направленных на предоставление дополнительных гарантий физическим и юридическим лицам при осуществлении расследования. Глава ФПА подчеркнул, что указанные предложения должны распространяться на все категории лиц, а не только на фигурантов дел о преступлениях в экономической сфере.

ФПА считает необходимым принять меры, препятствующие необоснованному содержанию граждан под стражей. В связи с этим предложено внести правки в статьи 109 и 110 Уголовно-процессуального кодекса РФ в целях установления запрета на продление срока содержания под стражей при наличии необоснованных задержек производства следственных и иных процессуальных действий с участием обвиняемого в период его нахождения под арестом. Данная инициатива предполагает, что срок содержания под стражей должен быть обоснованным и соответствовать продолжительности мероприятий в рамках расследования уголовного дела. При этом, ФПА настаивает на том, что необоснованные процессуальные задержки не допустимы. Для борьбы с волокитой предлагается наделить прокурора и руководителя следственного органа правом отменять или изменять меру пресечения. В случае выявления необоснованных задержек планируется освобождать обвиняемых или подозреваемых из-под ареста.

Адвокатское сообщество положительно отнеслось к возможному запрету на изъятие электронных носителей информации в ходе следственных действий по месту ведения предпринимательской деятельности, а также по месту нахождения юридического лица, его филиала, офиса, представительства. В ФПА считают, что при необходимости содержащаяся на серверах и жестких дисках информация может быть скопирована лицом, проводящим следственное действие для дальнейшего приобщения к материалам дела.

Как сообщил Пилипенко, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обратился в ФПА с просьбой принять участие в разработке предложений по реформированию системы судопроизводства.

Присяжные

Глава ФПА прокомментировал запланированное на 2018 года введение судопроизводства с участием коллегии присяжных заседателей в районных судах. По мнению Пилипенко, расширение компетенции суда присяжных имеет принципиальное значение для реализации принципов состязательности процесса и равенства сторон. В обоснование указанной позиции, были приведены данные статистики, согласно которым оправдательные вердикты присяжных бывают в 10-15% случаев, тогда как доля оправдательных приговоров в обычных судах составляет порядка 0,1%. Как ожидается, реализация реформы суда присяжных приведет к тому, что количество дел, рассматриваемых судом присяжных, возрастет с 300-500 до 5 000 в год.

В районных судах будут формироваться коллегии присяжных, состоящие из 6-8 человек. Несмотря на то обстоятельство, что в научной среде оптимальным составом считается коллегия в 12 присяжных, ФПА говорит о предпочтительности «усеченного» состава присяжных перед единоличным разбирательством по уголовному делу. Пилипенко выразил мнение, что федеральные судьи находятся в «колее обвинительного уклона», связанного с психологическими установками и взаимоотношениями с органами следствия и прокуратуры.

Изменения для адвокатов

Глава ФПА напомнил и об уже состоявшихся изменениях в УПК, инициированных Президентом РФ. В апреле этого года кодекс был дополнен нормами, которые призваны обеспечить дополнительные гарантии независимости адвокатов. Статья 161 УПК РФ в новой редакции закрепляет перечень сведений, на которые не распространяется запрет на разглашение данных предварительного расследования. Новая статья 450.1 УПК устанавливает особый порядок производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. Указанные действия могут производиться лишь с санкции суда и в присутствии представителя адвокатской палаты, обеспечивающего соблюдение профессиональной тайны. Кроме того, установлен запрет на изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей а также фотографирование, киносъемку, видеозапись и иную фиксацию данных материалов.

В этом году советам адвокатских палат поручили организацию работы защитников по назначению. Как считает Пилипенко, новый порядок позволит эффективнее решать проблему «карманных адвокатов», работающих в интересах правоохранительных органов. Глава ФПА приводит данные о разных подходах к решению данной проблемы, которые реализуются в регионах при организации оказания юридической помощи по назначению: распределение дел координатором между дежурными адвокатами, прием и распределение заявок в специальном колл-центре, электронная система распределения дел. С точки зрения Пилипенко, электронная система распределения дел должна быть реализована в масштабах всей страны как наиболее действенный способ предотвратить незаконное взаимодействие адвокатов с сотрудниками правоохранительных органов.

Еще одна проблема адвокатской деятельности по назначению — недостаточное финансирование, выражающееся в низких ставках, и долги государства перед адвокатами.

Глава ФПА заявил, что в ближайшее время ожидается повышение уровня профессионализма адвокатов. Ранее палата утвердила Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, а среди приоритетных планов организации — принятие Стандарта повышения квалификации,