МОСКВА, 1 окт — РАПСИ. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала в качестве объемного товарного знака бутылку, используемую для розлива французского коньяка Hennessy XO, при условии указания формы бутылки и всех словесных элементов, кроме «Hennessy», как неохраняемых составляющих, сообщается на сайте ведомства.
Как уточняется в опубликованном заключении, Роспатент отменил прошлогоднее решение об отказе в регистрации товарного знака и счел возможным предоставить правовую охрану средству индивидуализации для фирменных бутылок после того, как рассмотрел возражения французской компании Сосьетэ Жас Хеннесси Энд Ко.
Французский производитель спиртных напитков 2 февраля 2016 года направил в Роспатент заявку с просьбой зарегистрировать объемный товарный знак. Представленное на регистрацию обозначение представляло собой прозрачную бутылку трапециевидной формы с впадинами по бокам и покатыми плечиками. В верхней части бутылки по центру расположено изображение круга, в нижней ее части — изображение овала с размещенным внутри него словом «Hennessy» в обрамлении рельефных изображений гроздьев винограда. Принимая первоначальное решение от 27 октября 2017 года об отказе в регистрации товарного знака, Роспатент указал, что представленное обозначение не отвечает требованиям части 1 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, так как не обладает различительной способностью. Как пояснило ведомство, объемный товарный знак представляет собой емкость для хранения жидких и сыпучих продуктов, форма которой обусловлена исключительно ее функциональным назначением. При этом Роспатент подчеркнул, что правовая охрана испрашивалась для индивидуализации такой группы товаров по международной классификации, как бутыли, вазы, графинчики для уксуса или масла, графины, емкости шаровидные стеклянные, сосуды для питья, флаконы. Заявленное обозначение представляет собой сам товар, для индивидуализации которого испрашивается регистрация, а именно «бутыли», пояснило ведомство.
В своих возражениях компания Сосьетэ Жас Хеннесси Энд Ко ссылалась на то, что в отношении алкогольных напитков тара является их неотъемлемой частью и необходимым средством для размещения товарного знака в целях индивидуализации производителя такого товара. Производитель коньяка также отметил, что грушевидная, напоминающая виолончель форма бутыли является оригинальной и несет исключительно эстетическую функцию. Среди доводов в возражении были представлены данные соцопросов, свидетельствующие о высоком уровне узнаваемости самого бренда и фирменной бутылки XO. Сосьетэ Жас Хеннесси Энд Ко дополнительно сослалась на ряд случаев, когда объемным товарным знакам в виде бутылок предоставлялась правовая охрана на территории РФ.
Изучив возражения, Роспатент не признал факт приобретения фирменной бутылкой XO различительной способности в отношении товаров из группы емкости и сосуды. По мнению ведомства, представленные данные опросов и изучения мнений относятся к другому товару — коньяку, а однородность тары и самих алкогольных напитков по правилам не учитывается. Ведомство также отклонило довод в виде ссылок на решения по другим делам, сославшись на отсутствие прецедентного права в России. Комментируя оригинальную форму бутылки XO, Роспатент заявил, что данное свойство характеризует само изделие, то есть емкость для коньяка, а не объемный товарный знак.
Вместе с тем коллегия Роспатента отметила, что в состав заявленного обозначения входит также словесный элемент «Hennessy», который и выполняет основную индивидуализирующую функцию товарного знака. С учетом этого, ведомство пришло к выводу о возможности зарегистрировать объемный товарный знак с указанием формы бутылки и всех словесных элементов, за исключением «Hennessy», как неохраняемых.