САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Право службы финансового уполномоченного на внесудебное рассмотрение имущественных споров между кредитными организациями и потребителями финансовых услуг стало самым эффективным инструментом в условиях ограничения деятельности судов, заявил Главный финансовый омбудсмен Юрий Воронин в рамках сессии "Защита прав потребителей финансовых услуг в период пандемии" на Петербургском Международном Юридическом форуме 9 1/2.
Без состязания сторон
"Те, кто принимал участие в создании службы финансового уполномоченного, конечно, не думали о пандемии. Но в данных условиях — это самый эффективный инструмент защиты. В судах обязательна состязательность сторон. Наше преимущество в отсутствии необходимости участия сторон. Омбудсмен следит за соблюдением и гарантией прав слабой стороны. Для этого достаточно работы с документами. И мы сейчас работаем по полной программе. Работаем удаленно, оказываем консультативные услуги через электронный кабинет", — объяснил Воронин.
Заместитель председателя Совета Федерации РФ Николай Журавлев сообщил, в нашей стране защита потребителей находится на высоком уровне с западными странами.
"На следующей неделе Государственная дума РФ и Совет Федерации РФ планируют принять очередные ужесточения в федеральный закон "О потребительском кредите". Этот закон уже носит характер приоритета защиты прав потребителя. Но парламент считает необходимым постоянно вносить в него дополнительные нормы и изменения. Теперь мы ограничим штрафы и пени двадцатью процентами от тела долга, а также снимем требования о наличии неснижаемого остатка на счете гражданина, введем дополнительные ограничения на практику навязывания сопутствующих услуг, будет уточнен расчет полной стоимости кредита, введен запрет на заключение договора страхования на весь срок кредита, если этот срок превышает год", — рассказал Журавлев.
Борьба с "раздолжнителями"
Руководитель проекта "За права заемщиков" Общероссийского народного фронта (ОНФ) Евгения Лазарева заявила, что сейчас задача финансовых и властных институтов состоит в том, чтобы не пустить рядового потребителя на нелегальный рынок кредитования. "Я думаю, сейчас каждому второму уже звонили с предложением дать денег на погашение текущих обязательств. Согласившихся на такие предложения вгонят в еще большую кабалу. А причиной таких соглашательств становится большое количество отказов в предоставлении кредитных каникул. Многие, например, не могут доказать факт снижения доходов. Но самое главное, что многие не понимают того, что кредитные каникулы — это не освобождение от обязательств, и что потом за кредитные каникулы придется заплатить, и больше чем платили бы без них", — пояснила член ОНФ.
Журавлев согласился с тем, что нужно усилить борьбу с "раздолжнителями", но подчеркнул, что кредитные каникулы самый эффективный инструмент, который можно сейчас применить. "Мы благодарны Правительству РФ, что они повысили кредитный лимит, дающий право на каникулы, с полутора миллионов рублей, до двух, трех и четырех миллионов рублей в зависимости от региона. Аналогичные ипотечным каникулам передышку по платежам можно получить по потребительским, залоговым кредитам, а также заемщикам — индивидуальным предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса", — добавил Журавлев.