МОСКВА, 16 дек — РАПСИ. За полгода в России зарегистрировано более 182 тысяч преступлений, совершенных с использованием интернета, сообщил замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Противодействие цифровым угрозам». Ключевой темой дискуссии стало ограничение доступа к проекту Tor, введенное Роскомнадзором 8 декабря 2021 года по решению суда. Одноименный браузер, разработанный проектом, используется для доступа в так называемый «даркнет» – скрытый сегмент Глобальной сети.

Данюк сообщил, что за первое полугодие 2021 года зарегистрировано более 271 тысяч преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

«Преступность активно осваивает видимую часть цифрового пространства. А в даркнете эта преступность обосновалась окончательно и бесповоротно и там процветает. В даркнете можно найти запрещенные препараты, оружие, детскую порнографию и много другой «дичи». Государство должно с этим бороться», – подчеркнул он.

По данным исследователей, в современном онлайн-пространстве насчитывается 21 цифровая угроза в том числе недостаточная медиаграмотность населения, кибермошенничество, фишинг, распространение треш-контента, фейки и кибербуллинг. Так, по уровню кибертравли в отношении детей Россия занимает первое место в мире. Член ОП РФ Александр Малькевич отметил, что анонимность пользователей и использование криминалом теневого сегмента Сети стали наиболее «яркими» цифровыми угрозами в текущем году.

«Они идут рука об руку. Даркнет – это очевидное сосредоточение всего самого негативного, противозаконного, нелегального, что может быть в мире. За последние годы именно он стал главным рассадником «запрещенки» в Сети. Даркнет полностью построен на анонимности. Она лежит просто в основе этой системы. Мы [в ОП РФ] много раз говорили о том, что с анонимностью нужно бороться, как это делают в ряде цивилизованных стран. Сегодня она лучший друг, партнер, товарищ и соратник кибермошенников, а на самом деле и большинства преступников», – заявил Малькевич.

Он также сообщил, что Общественная палата поддерживает меры, реализуемые Роскомнадзором для ограничения анонимайзеров и VPN-сервисов. «Можно сколько угодно бороться с похитителями данных, с насилием, пиратством, наркотиками, торговлей оружием в Сети, но пока у кибернегодяев есть место, где они могут спокойно, без опасений скрыться – победить их не получится», – заключил эксперт.

Как сообщил председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, сообщил, что нижняя палата Парламента также одобряет решение регулятора по ограничению доступа к сайту Tor Project и блокировке анонимайзеров в целом.

«Мы приветствует такой подход и считаем его правильным и оправданным, но пока доступ ограничен только к сайту проекта, но не к самому браузеру Tor. Борьба государства с противоправной деятельностью в теневом сегменте Сети невозможна без того, чтобы не затронуть всю инфраструктуру даркнета. Здесь мы поддержим любые ограничения и действия власти. Ситуация требует максимально оперативной реакции», – сказал он.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов также согласился с необходимостью принимать «критически важные решения по деанонимизации действий в Интернете».

«Мы видим, что за последние годы растет по экспоненте количество киберпреступлений, стремительно растет и объем транзакций в даркнете. По оценкам экспертов, общий объем транзакций, проходящих только через один, крупнейший, российский даркнет-рынок, в 2020 году составил порядка $1,4-2 миллиарда, тогда как в 2016 году он был на уровне $9,3 миллиона. То есть за 4 года он вырос в 215 раз. Я был бы менее оптимистичен в оценках – думаю, что его общий объем транзакций в даркнете уже перевалил за триллион. Если говорить об ущербе экономике – то, например, с даркнета начинается большинство хакерских атак, в которых используются краденые персональные данные», – отметил депутат.

В свою очередь, эксперт в области интернет-технологий Илья Костунов, назвал меры, принимаемые для борьбы с теневым сегментом Сети, «правильными, но недостаточными».

«Вокруг Tor Project много целенаправленного пиара, когда те, кто поддерживают платформу пытаются предстать романтиками, выступающими за свободу слова. Ограничения Tor Project существуют уже в двух десятках стран, и везде они цепляются как раз за то, что ставят под сомнение правильность государственной политики по управлению контентом. В то же время, никто не скрывает, но и не особо выпячивает, что Tor Project был разработал в 1995 году в исследовательской лаборатории военно-морских сил США. И он разрабатывался изначально как военный продукт», – сообщил он.

В завершении дискуссии Данюк также подчеркнул необходимость более жестких и активных мер в отношении даркнета.

«Сегодня перед нами в полный рост стоит проблема двух неразрывно связанных цифровых угроз – анонимность в ее деструктивном проявлении и даркнет. Игнорировать эти проблемы очевидно нельзя. Уверен, что и Общественная палата, и гражданское общество положительно оценивают действия РКН. При этом очевидно, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию необходимо не частично, а полностью ограничить доступ к браузеру Тor, который служит воротами в даркнет. Очень хочется надеяться, что РКН и наши правоохранительные органы будут действовать активнее, потому что даркнет представляет сегодня не только цифровую, но и вполне реальную угрозу национальной безопасности», - заключил Данюк.