На площадке Российского агентства правовой и судебной информации в рамках X Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Елена Авакян побеседовала с кандидатом юридических наук, управляющим партнером и основателем одной из крупнейших юридических фирм в Армении, компании HAP, и бывшим членом Высшего судебного совета республики Айком Оганесяном.


Эксперт рассказал о том, что он до сих пор является цифровым оптимистом, развивающим цифровое право в Армении, цифровое законодательство, цифровые сервисы и, соответственно, Legal Tech, а также поведал о создании республиканской системы электронного правосудия.

- Первый вопрос, который я хочу задать, как вообще так получилось, что вы заинтересовались именно цифровыми сервисами? Почему электронное правосудие? И почему из всех вероятных возможностей, которые есть у юриста в Армении и не только, знаю, что вы много занимаетесь международными проектами, почему электронное правосудие? Почему пришли в эту сферу?

- Это связано с бывшей практикой. Я же был членом международного Арбитражного суда в Париже и впервые там столкнулся с благами цифрового правосудия. И оказалось, что это очень полезно для действующих юристов, судей, арбитров. И поэтому дальше уже я был приглашён, чтобы внедрить свой международный опыт в электронном правосудии уже в Армении

- Как вы считаете, сегодня республика Армения достигла каких-то хотя бы промежуточных интересных успехов?

- Конечно, в республике Армения сейчас активная фаза внедрения реформ цифрового правосудия, цифровизации судопроизводства и в целом цифровой экономики. И в Армении уже есть видные достижения в этой области, например, полная автоматизация выдачи судопроизводства по судебным приказам, также у нас уже находится на фазе тестирования местное отечественное программное обеспечение по электронному правосудию в плане гражданского судопроизводства, где, как вы знаете, впервые используется семантическая паутина, что позволяет делать тексты машиночитаемыми. И всё это делается для того, чтобы облегчить жизнь судебным служащим, а также сторонам процесса.

- Как вы думаете, само по себе развитие цифрового права, как такового, несёт для Армении что-то полезное? Мы видим что-то сегодня в области цифрового права, что выделяет Армению на фоне других государств?

- Как вы знаете, Армения является некой такой «Силиконовой долиной» Закавказья, где сконцентрированы такие блестящие умы информационных технологий и очень многие международные компании там находятся и, в том числе и российские учёные, российские практики по информационным технологиям, очень большой наплыв специалистов из России в Армению. И, естественно, Армения, как такой лидер по цифровизации правосудия, будет экспортировать свои ноу-хау и свои знания, свои достижения в цифровизации электронного правосудия в регион и на международную площадку, и в том числе, естественно, в страны ЕАЭС, конечно, и в Россию. Я думаю, что в данной ситуации, очень полезно иметь своё отечественное программное обеспечение в области цифровизации электронного правосудия, в частности. В том числе и для того, чтобы обеспечить независимость судебной власти, которая тоже нуждается в этом.

Потому что посредством применения этих решений, информационных технологий, в судопроизводстве, мы делаем судебную власть более прозрачной, более понятной, более подотчётной народу, населению, имею в виду, и, конечно, предугадываемой в своих подходах и решениях. Естественно, есть ещё очень большой аспект бюджетной составляющей, потому что внедрение цифровых технологий помогает, как вы знаете, сократить издержки, расходы и сторон, и государства на судопроизводство. И эти деньги, деньги налогоплательщиков, мы с вами будем использовать для того, чтобы реформировать дальше, делать для пользователей правосудия комфортную среду обитания, где вот эти правовые услуги будут оказаны им в абсолютно доступном, понятном и в быстром динамичном ключе.

- То есть в полной мере обеспечение принципов доступности и прозрачности правосудия, приближения правосудия к народу, и в том числе объяснения обществу необходимости этого судебного взаимодействия?

- Да, конечно.

- Повышение цивилизационного градуса, я бы сказала, правоприменения.

- Да. И вы абсолютно правильно отмечаете тоже, что и общество в целом, и судейское сообщество не до конца понимают все блага, которые с собой несёт цифровизация судопроизводства. Однако, уверяю вас, как только пользователи начнут на себе испытывать всё то добро, которое несёт эта цифровизация, дальше они от этого не откажутся. И это всё делается для них и ради них.

- Многие опасаются, очень многие смотрят на цифровизацию, как на реальный вызов юридической профессии, считают, что под воздействием цифровых технологий право умрёт. Вы как к этому относитесь? Я знаю, что вы достаточно оптимистично настроены, но вот скажите, пожалуйста, тем, кто смотрит нас из молодёжи, что им нужно делать?

- Цифровая эпоха уже наступила, и она уже давно в нашей повседневной жизни существует, поэтому у нас, как у юристов, есть два пути: либо отторжения, и мы будем отвергать то, что уже объективно существует, либо мы возглавим эту реформу. Я за то, чтобы мы возглавили эту форму, потому что, как говорят наши голландские коллеги, и это было лозунгом Нидерландской реформы правосудия, которую мы тоже применили в Армении, «меняйся или умрёшь». В плане, что, если ты не будешь меняться и не будешь возглавлять эти перемены, то, конечно, вымрешь, естественно. Поэтому право никогда не будет таким, каким оно было раньше. И цифра, хотим мы этого или нет, она уже в нашей жизни. Поэтому, конечно, лучше всего дружить с электронными инструментами, потому что они реально облегчат жизнь всех участников судопроизводства.

- В этом смысле абсолютно согласна. Я тоже считаю, что нужно не бояться цифру, а поставить её на службу общества, на службу народа и тем самым обеспечить и обществу, и юристам то взаимопроникновение, которое необходимо для сохранения нашей профессии.

Ссылки на видео:

Rutube >>>

VK >>>