Верховный суд с 1 января 1923 года больше не будет прикреплён к ВЦИК и встраивается в общую судебную систему - новое положение о судоустройстве ставит окончательную точку с «пестротой» судебных учреждений. В связи с реорганизацией суда поменяет свою конструкцию и народный комиссариат юстиции. Эксперты отмечают, что новое положение приведёт к упрощению судебной системы, отсутствию параллелизма в работе, сокращению служебного аппарата и экономии сил, «а главное приближение всего нашего суда к типу суда нормального».
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 1 декабря 1922 года.*
Единая судебная система. Реорганизация нашего суда
С 1-го января будущего года вступает в действие новое Положение о судопроизводстве, принятое IV сессией ВЦИК.
После 5-лет существования Советской власти борьба со всем, что враждебно рабоче-крестьянской России, приняла новые формы, в которые деятельность революционных трибуналов не укладывается. Нормальный суд занял свое место, чтобы бороться со всеми видами преступлений, направленных к подрыву мощи пролетарской диктатуры, тем более что взаимоотношения, вызываемые новой экономической политикой, осложняют работу судебных органов.
Уничтожая революционные трибуналы, как самостоятельный и исключительный суд, мы сохраняем, однако, их исключительную подсудность и передаем ее нормальному губернскому суду. Если до сих пор ст. 28 уголовно-процессуального кодекса перечисляла те уголовные преступления (контрреволюционные, должностные, хозяйственные и пр.), по которым судил революционный трибунал, то сейчас эти серьезные виды преступлений тоже не будут подсудны районному народному суду, а дела о них будут передаваться, в виде исключения, губернскому суду, который располагает тем же исключительным правом, которое принадлежало революционному трибуналу, - правом применения высшей меры наказания.
Введение кодексов материального и процессуального права сделало уже совершенно неизбежной реорганизацию суда в направлении слияния губернских советов народных судей и губернских революционных трибуналов в единый губернский суд. Единый губернский суд прежде всего является судом 1-й инстанции по наиболее важным и серьезным делам, как уголовным, так и гражданским, причем категории гражданских дел, подсудных губернскому суду, будут определены гражданско-процессуальным кодексом, над которым сейчас работает народный комиссариат юстиции. Губернский суд разбирает также дела в качестве кассационной инстанции в отношении приговоров и решений районных народных судов.
Кончено с пестротой судебных учреждений. Нет в губернии ни губсовнарсуда, ни губревтрибунала. Нет особых сессий губсовнарсуда. Нет и народного суда с 6-ю заседателями. Есть народный суд с 2-мя заседателями (основная ячейка судоустройства), есть губернский суд, есть, наконец, верховный суд РСФСР.
Верховный суд РСФСР будет и судом 1-й инстанции по уголовным делам (можно думать, что в последствии он станет разбирать и гражданские процессы, имеющие государственное значение).
Ему будут подсудны те же дела, которые до сих пор передавались в верховный трибунал при ВЦИК. Нет и не должно быть больше суда при ВЦИК, который уже самым фактом прикрепления к ВЦИК вырывается из общей системы наших судебных установлений, руководимых единым органом республики – народным комиссариатом юстиции. Верховный суд, конечно, высшая, но все же ячейка нашего судоустройства и в своих взаимоотношениях с наркомюстом может отличаться от других, низших судебных учреждений только в случаях, строго предусмотренных законом. Новое положение о судоустройстве тем именно ценно, что оно вводит верховный суд в общую судебную систему.
Верховный суд будет отправлять и кассационные функции в отношении приговоров и решений, выносимых губернскими судами как по уголовным, так и по гражданским делам. Верховный суд будет, наконец, через свои кассационные коллегии рассматривать дела также в порядке высшего судебного контроля и надзора.
В связи с реорганизацией суда меняет свою конструкцию и народный комиссариат юстиции. Он временно держал в своих руках до сих пор высший судебный контроль. Сейчас он будет его осуществлять через верховный суд республики. Сам же он останется административным органом, руководящим карательной политикой страны, наблюдающим за законностью и за правильным функционированием всех наших судебных учреждений, начиная с районного народного суда и кончая верховным судом. Судоустройство, административный надзор за судебными местами, участие в законодательной работе в стране и организация прокурорского надзора – таковы основные функции, остающиеся за народным комиссариатом юстиции.
Простота судебной системы, отсутствие параллелизма в работе, сокращение служебного аппарата, экономия сил и, главное, приближение всего нашего суда к типу суда нормального – таковы те результаты, которые мы, несомненно, получим от производимой нами реорганизации, и во имя которых реорганизация суда не только поставлена в порядок дня, но стала для работников советской юстиции задачей боевой, которую надо выполнить полностью и во что бы то ни стало.
Я. Бранденбургский.
(Известия ВЦИК)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены