КАЗАНЬ, 27 сен — РАПСИ. Российский бизнес сохраняет присутствие в зарубежных юрисдикциях, несмотря на сложность геополитической обстановки и санкционное давление, — к такому выводу пришли эксперты в ходе сессии на III Казанском международном юридическом форуме. Так, по данным компании FTL Advisers Ltd., в 2022–2024 годах структура российских бизнес-подразделений, создаваемых за рубежом, составила 40% в сфере торговли, около 20% пришлось на IT и сервисные компании.
Вместе с тем российские структуры и компании, имеющие российское происхождение, сталкиваются с немалыми трудностями в зарубежных юрисдикциях. Одна из них — проблемы с обслуживанием в банках, а иногда и абсолютная невозможность сохранить банковский счет.
«G7 опубликовали новое руководство по обходу санкций (выявлению рисков обхода санкций — прим. ред.) и экспортному контролю. Согласно ему, российский бизнес использует третьи лица в других юрисдикциях. В руководстве говорится о необходимости для банков выявлять всю цепочку операций и конечных пользователей. После чего проводится проверка на должную осмотрительность — какая структура юрлица и так далее. Плюс проводится верификация личности клиента, за счет запроса дополнительных документов. Может сложиться и так: банк просто говорит, что через 60 дней будет закрыт счет», — пояснила Ленара Фиеве-Климовская, доцент кафедры международного и европейского права юридического факультета КФУ, партнер юридической компании «Ялилов и партнеры».
Сохраняется и проблема с проведением платежей. Сейчас российский бизнес в основном использует платежных агентов. «Преимущественно это иностранные компании, которые открывают счет в российском банке и переводят рубли в иностранный банк, где их конвертируют, и проводят оплату партнерам российских организаций», — объяснил управляющий партнер группы компаний «Пантеон Про» Антон Балдов. При этом такое проведение платежа может быть, во-первых, небезопасным (в случае недобросовестности одного из участников цепочки — прим. ред.), а во-вторых, довольно дорого для бизнеса. «Если у бизнеса большие обороты, платить агентам от 3–10%, я считаю, огромная роскошь», — сказал Балдов.