Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Сотрудники органов внутренних дел будут нести повышенную ответственность при совершении преступления не только на службе, но и в "свободное" время. Проекты федеральных законов, вносящих соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, представил на рассмотрение Госдумы президент РФ Дмитрий Медведев.

"Уникальные поправки"

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин охарактеризовал инициативу Медведева, как не имеющую аналогов в мировой практике. "Вчера Медведев внес уникальные поправки в закон, уникальные - нигде этого нет", - сказал Степашин.

Действительно, сложно найти в законодательных актах западных стран прямое указание, что служба в органах внутренних дел является отягчающим обстоятельством. Однако бывший глава МВД все же несколько лукавит. Дело в том, что во всех развитых странах такое положение дел является негласным правилом.

Наиболее свежий пример – судебный процесс в Великобритании над заместителем главы Скотленд-Ярда Али Дизаэи. По подложному обвинению он отправил в тюрьму человека, которому задолжал за работу над своим сайтом 600 фунтов стерлингов. 15 февраля этого года один из самых высокопоставленных полицейских страны был признан виновным в коррупции и приговорен к четырем годам тюрьмы.

"Вы знали, как работает полицейская система, и думали, что ваше преступление не будет раскрыто",— заявил судья. По его замыслу, такой суровый приговор должен послать сигнал полицейским любого ранга, "что они не могут себя чувствовать выше закона".

Видимо, на такую реакцию судей рассчитывал Медведев, направляя в Госдуму законопроект. Однако президент не учел, что в отличие от британской судебной системы, у нас пока не действует прецедентное право, а главными виновниками в преступлениях обычно признаются низшие милицейские чины, а не их начальники. Даже в тех случаях, когда речь идет об обыкновенном выполнении приказа, а ведь за его неисполнение законопроект предлагает ввести уголовную ответственность.

Милиционер ответит за всех

Подобное негласное правило о повышенной ответственности милиционеров существовало в Советские времена. Часто, рассматривая дела средней степени тяжести и, особенно, тяжкие преступления, суд дополнительно давал "за фуражку" от 3 до 5 лет тюрьмы.

Объяснялось это тем, что человек, защищающий закон, должен заставить делать это других. Кроме того, милиционер, по своим служебным обязанностям, обязан знать закон в совершенстве – а значит, нарушая его, он делает это умышленно. Любое умышленное правонарушение наказывается строже, чем совершенное по неосторожности или незнанию.

Примерно такую же мысль недавно излагал представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, адвокат Михаил Барщевский.

"Мне кажется, что за любое преступление страж порядка должен нести более высокую ответственность, чем простой смертный, я бы распространил это также на судей, следователей, прокуроров, не только на милиционеров", - добавил он существенное замечание.

Реализация этой мысли свела бы к минимуму содержательную критику законопроекта. Проблема в том, что повышенный спрос за преступления возложен только на сотрудников органов внутренних дел. Сложно понять, чем принципиально отличаются от милиционеров другие работники правоохранительных органов, таких как ФСБ, СВР, ФТС, ФСКН, ФСО. Однако же об их ответственности законопроект по неизвестной причине умалчивает.

На наш взгляд, логичным продолжением президентской мысли должно быть, в частности, увеличение ответственности прокурора, как представителя надзирающего органа. Про судей вообще говорить не будем – малейший порок в поведении или даже характере судьи может нанести непоправимый вред как конкретным людям, так и всей правовой системе.

Суровость наказания должна соответствовать масштабу возложенной на человека власти.

Кто защитит милиционера

Сегодня есть все необходимые условия для реализации этого важного тезиса. Действующих норм законодательства достаточно, чтобы любое преступление милиционера не осталось безнаказанным. Ужесточение ответственности сотрудника органов внутренних дел за должностные преступления уже сегодня находится в ведении судьи.

Однако в проекте закона фактически предлагается распространить служебную ответственность милиционеров даже на нерабочее время. Интересно, что права их, при этом, остаются прежними. К чему это приведет? Возможно, к тому, что если раньше милиционеры в сложных или непредсказуемых ситуациях могли действовать на свой страх и риск – то сейчас это становится слишком опасным предприятием.

Логика законопроекта понятна: популярная технология увольнения задним числом совершивших преступление милиционеров больше не сработает. Благодаря такой мере милицейские начальники часто уходят от всякой ответственности. Более того, даже сами проштрафившиеся сотрудники МВД избегают справедливого наказания, представ в суде как простые граждане, а не милиционеры.

По опубликованным в СМИ статистическим данным, число совершенных сотрудниками правоохранительных органов нарушений и преступлений постоянно растет: на 17% с 2008 по 2009 год. Причем наиболее громкие преступления милиционеры в прошлом году совершили именно во внеслужебное время: Денис Евсюков, Анатолий Маурин, убивший снегоуборщика, многочисленные ДТП со смертельными исходами… Признание службы в милиции отягчающим обстоятельством должно стать серьезным дисциплинирующим фактором для сотрудников МВД.

С другой стороны, непонятно как теперь защищаться милиционерам. А ведь, по данным министра внутренних дел Рашида Нургалиева, в 2009 году было зарегистрировано 73,2 тысячи противоправных действий в отношении сотрудников милиции. Возможно, эти данные преувеличены, но дискриминация прав милиционера как гражданина делает их менее защищенными, что может спровоцировать волну насилия. Причем обоюдную: как общества – к сотрудникам правоохранительных органов, так и обиженных милиционеров – к агрессивным представителям общества.

Честные, но глупые

При этом усиливается контроль над самими милиционерами. В частности, этому должно способствовать введение наказания за неподчинение приказу. Сотрудники органов внутренних дел утверждают, что сегодня едва ли ни три четверти  приказов и указаний каким-либо образом противоречат действующему законодательству и друг другу. Так что выполнить все приказы попросту невозможно, тем более что часто его исполнение сопряжено с нарушением закона.

Кроме того, увольнять милиционеров теперь будут не за "систематическое" неисполнение их служебных обязанностей, а за "неоднократное". Другими словами, не за три, а за два случая нарушения дисциплины.

Эта новация должна лишить рядовых сотрудников чувства безнаказанности. Сегодня они полагают, что могут спокойно нарушать закон и профессиональный кодекс, пока их несколько раз не одернет начальство. К этому времени, методом проб и ошибок, уже можно найти выход на коррумпированного покровителя. Изменения должны заставить милиционеров стать более осторожными, либо ответственными.

Однако в нынешних условиях, такая мера, скорее всего, приведет к тому, что рядовой сотрудник правоохранительных органов окончательно лишится свободы воли. Любая попытка неисполнения приказа того же коррумпированного начальства или требования чрезмерно жесткого подавления митинга, грозит теперь милиционеру не только увольнением, но и уголовным делом.

К сожалению, рациональные, в основе своей, предложения Медведева, скорее всего, будут использованы для фальсификации деятельности милиции – прежде всего, в регионах. Статистика раскрытых преступлений, а также отчеты модернизации МВД, вполне вероятно, теперь будут строиться на обвинениях против низших чинов.

Такая быстрая ротация кадров, конечно, может улучшить ситуацию с коррупцией, поскольку цена рабочего места сильно возрастет и станет сопоставимой сумме взятки или вымогательства. С другой же стороны она нанесет серьезный удар по грамотности и профессионализму милиционеров.

Как сказал зампред комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков, "за те деньги, которые платят сейчас в милиции, мы не найдем нормальных работников. Можно их даже сделать некоррумпированными, но тогда страна получит дураков, которые не смогут ни протокол составить, ни следственное действие провести".

Безработные милиционеры

Вопрос о реформе МВД является одним из важнейших в нынешней экономико-политической ситуации в стране. Последствия кризиса требуют активизировать деятельность по повышению лояльности населения. Радикальное ограничение полномочий правоохранительных органов, воспринимаемых обществом в качестве главных внутренних врагов, предоставит президенту кредит доверия на ряд других важных решений. 

Необходимость реформы не вызывает сомнений – вопрос в ее форме. Можно, например, сменить все начальство, перераспределить функции, объединить МВД с другими ведомствами, или же, как в итоге и сделал президент, существенно сократить число сотрудников (такое решение, помимо всего прочего, позволит сэкономить бюджетные средства).

Оправданная мера: в России на 140 миллионов населения приходится около 1,4 миллиона сотрудников правоохранительных органов. Для сравнения, в США 850 тысяч полицейских на 318 миллионов населения. В Европе полицейских в 8-10 раз меньше, чем России.

Все правильно, в правоохранительных органах должна быть конкурентная среда, чтобы в милиции работали только лучшие сотрудники. По крайней мере, к этому нужно стремиться. Однако же, на практике, увольняют обычно неугодных, коими часто становятся честные сотрудники, не сработавшиеся с коррумпированным начальством.

Существенной проблемой может стать трудоустройство уволенных милиционеров, особенно на нынешнем кризисном рынке труда. Сокращение штата органов внутренних дел, пока не решены все социальные проблемы милиционеров, может привести даже к криминогенным последствиям в чем-то аналогичным 1953 году. Так, опрос на сайте столичного милицейского профсоюза показал, что 55% в случае увольнения намерены пойти в криминал. А это сотни тысяч хорошо подготовленных мужчин. Не будем забывать, что число собственно милиционеров, оставшихся на страже закона, пропорциональным образом уменьшится.

При этом заместитель министра здравоохранения и социального обеспечения Максим Топилин сообщил журналистам, что правительство не намерено разрабатывать специальную программу трудоустройства и профессиональной переподготовки для сокращаемых сотрудников МВД.

Юридические казусы

Криминогенная угроза не отменяет потребность в срочной реформе МВД. Однако, очевидно, она должна быть комплексной. Подверженность эмоциям общества может только усугубить ситуацию. Тем более, если будет избран юридический путь реформы.

В правовом поле с документом, внесенным Медведевым в Госдуму, произошло худшее, что могло случиться – он противоречит основному закону страны. В статье 19 Конституции РФ сказано, что "все равны перед законом и судом".

В пункте 2 этой статьи говорится следующее:

"Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

В этой связи очень познавательным, видимо, будет процесс принятия данного законопроекта Госдумой, где, по идее, должен работать Комитет по конституционному законодательству.

Еще интереснее выглядит документ, если взять Уголовный кодекс и посмотреть в один ряд с какими социальными категориями законопроект записывает милиционеров.

В действующей статье 63 УК РФ перечислено 13 обстоятельств, отягчающих наказание. Каждое из них привязано к преступлениям определенных представителей криминального мира. В их числе рецидивисты, «беспредельщики», члены мафии и ОПГ, манипуляторы, националисты, маньяки, педофилы, садисты, мародеры... Теперь этот ряд пополнит милиционер.

Интересно, что среди отягчающих обстоятельств два непосредственно касаются сотрудников правоохранительных органов – правда, они направлены на их защиту. Это пункт "ж" - "совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга", а также пункт "н" - "совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти".

Таким образом, стирается различие между настоящим сотрудником ОВД и переодетым в его форму рецидивистом. Такое отношение окончательно подрывает уважение общества к милиционеру. Сотрудники правоохранительных органов жалуются, что уже сейчас милиционеры не имеют никакого авторитета в провинции, именно потому, что за ними нет Государства.

Какого милиционера заслуживает общество

Если это почувствует большая часть населения, ситуация в стране может быть дестабилизирована. Кто тогда заставит общество соблюдать законы, обращать внимание на нормы права?

С сожалением, надо констатировать, что наше общество пока не готово к либеральным формам правопорядка. Об этом свидетельствует не только большое число диких преступлений и анархических выступлений в различных регионах, но и положение дел в самой милиции. Рядовой милиционер – типичный представитель народа. Его поведение наглядно демонстрирует настроения, царящие в обществе, отношение граждан к закону и праву.

Рост преступлений милиционеров показывает тотальное безразличие народа не только к правовым актам, но и к неписанному общественному праву. Демонстрирует внутреннюю агрессию общества, всех ко всем. Устранение из этой деструктивной системы сдерживающего элемента в лице представителя государства может привести к социальным потрясениям.

Как это ни парадоксально – чем больше будет милиционеров-преступников, тем большую роль должна играть сама милиция, потому что этот факт показывает, что общество (чьим "юридическим представителем" является милиционер) существует вне правового поля, ему нет никакого дела до соблюдения закона.

Преступления отдельных милиционеров – вынужденный побочный эффект насаждения закона в общество. И сегодня, пока влияние последнего сдерживающего фактора (в лице милиционера) на народ полностью не нивелировано, меры по этому насаждению должны быть особенно жестки.

Другой вопрос, что модернизация МВД сегодня все же необходима. Однако она должна проводиться не с помощью ограничения прав милиционеров, а благодаря усилению прокурорского надзора за работой дознания и следствия, о чем Дмитрий Медведев заявил на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции