Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Многих интересует вопрос: что имеет в виду Дмитрий Медведев, когда говорит о борьбе с "правовым нигилизмом". Давайте попробуем разобрать суть этого загадочного понятия на примере механизма смены власти в Москве.

Нигилизм – это утрата доверия: доверия к существованию высших сил, доверия к авторитетам, доверия к законам человеческого общежития. Нигилист подвергает сомнению все принятые нормы и законы, испытывая их действенность опытным путем.

Видимо, нечто подобное имелось в виду под формулировкой отставки Юрия Лужкова "в связи с утратой доверия президента". Юридически такой мотив для увольнения действительно прописан в законе. Однако назвать эту норму правовой можно только после указания причин потери доверия.

В 99% случаев такая формулировка служит эвфемизмом кражи или растраты имущества, доверенного работодателем материально ответственному лицу. Если учесть, что бюджет Москвы сопоставим с государственным, знать об истинных причинах потери президентского доверия к Лужкову имеет право каждый налогоплательщик страны.

Пренебрежение мнением общества логично будет назвать политическим нигилизмом.

В разное время Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил 24 уголовных дела против московских чиновников, 9 из них – в отношении членов московского правительства, сообщил на днях официальный представитель СКП Владимир Маркин. Интересно, что все эти дела были возбуждены задолго до отставки Лужкова.

О следственных проверках деятельности самого мэра ничего не известно, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции. Снять ореол заведомой непогрешимости с Лужкова не помогли даже слова министра финансов Алексея Кудрина, объявившего, что четверть распоряжений экс-мэра Москвы подписывалась в закрытом режиме и не публиковалась в нарушение законодательства. Кудрин утверждает, что среди этих распоряжений были документы по вопросам доступа к ресурсам, распределения заказов, предоставления льгот.

Мы надеемся, что расследование по этим вопросам все же будет проведено после назначения нового мэра. Ведь нежелание следователей погрязнуть в коррупционной сети (если она действительно существует), отдельные нити которой уходят в заоблачную высь политической пирамиды, можно назвать правоохранительным нигилизмом.

На выходных стало достоверно известно, что врио мэра Москва Владимир Ресин не займет пост градоначальника столицы. Это известие позволяет внимательнее присмотреться к цели его срочной работы по подготовке города к приходу нового мэра.

Какая миссия возложена на вечного соратника Лужкова? Спасателя, в пожарном режиме решающего наиболее острые проблемы, которыми пренебрегал экс-мэр? Стабилизатора, предотвращающего коллапс городского организма в период межвластия? Или же завхоза, который может без лишнего шума перераспределить активы государства, семьи Лужкова-Батуриной и крупного бизнеса?

Большинство экспертов склоняются к последнему варианту, поскольку именно Ресин руководит всем строительным комплексом столицы. Распространено мнение, что этот бизнес поделен между крупнейшими финансовыми элитами. Миссия Ресина, в этом случае, может заключаться в гарантии завершения определенного количества коммерческих проектов этих групп до назначения нового мэра. А также распределения столичного рынка между крупнейшими игроками без допуска сторонних лиц. 

Пренебрежение рыночными механизмами называется экономическим нигилизмом.

Аналогичным образом эксперты объясняют причины увольнения префекта Олега Митволя. Вероятно, он мешал реализации в срочном порядке строительных проектов в САО. Хотя не исключено, что причина заключается в конфликте Митволя с движением "Наши".

В любом случае кадровые решения врио мэра Москвы не сопровождаются внятными правовыми аргументами. Общественность до сих пор не знает, какие профессиональные ошибки были поставлены в вину уволенным чиновникам. В этой связи возникает вопрос о законности самого принципа назначения на управленческие должности, принятого в мэрии Москвы.

Каковы бы ни были причины увольнения Митволя, очевидно то, что он был назначен на должность главы САО не по своим профессиональным критериям. Возможно, Митволь талантливый чиновник, умный человек и государственник. Можно в это поверить. Сложнее заподозрить в бывшем руководителе Росприроднадзора, докторе исторических наук, крепкого хозяйственника, непосредственно знакомого со спецификой проблем Северного округа столицы. И попросту не представляется возможным представить конкурс на эту должность, который мог бы выиграть Митволь.

Назначение человека на ответственный пост по случайным критериям – управленческий нигилизм.

Не меньше вопросов вызывает другое резонансное решение Ресина. Врио мэра намерен перенести памятник Петру I работы Церетели на окраину города. Это может стоить городу от 6 до 10 миллионов долларов.

Когда Ресину указали на то, что "перенос памятника обойдется в сумму, на которую можно построить два детских садика", врио мэра напомнил: "умный учится на чужих ошибках". Что этим хотел сказать Ресин можно попробовать понять, если вспомнить, что он сам имеет самое непосредственное отношение к решению об установке этого памятника: в течение длительного периода Ресин был руководителем Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Решение, где устанавливать эту скульптуру принимал градостроительный совет, в который тогда, по словам сына Церетели, входил и Ресин.

Удивительна сама постановка вопроса о намерении врио мэра столицы переносить памятник. По закону, такими вопросами должны заниматься профессионалы: министерство культуры, архитектурный и градостроительный советы. Решение, в любом случае, должно базироваться на мнении экспертов и общественности.

О профанации учета такого мнения свидетельствует известие, что сейчас Церетели (чьи скульптуры граждане призывают убрать из города) готовится к  установке нового памятника в нескольких минутах ходьбы от нынешнего местоположения Петра I.

Таким образом, мы, по всей видимости, имеем дело с институциональным нигилизмом – т.е. единоличным принятием противоречивых решений, дискредитирующих существование специализированных организаций.

Известно, что нового мэра Москвы будет единолично выбирать президент. Даже список кандидатов на эту должность был сформирован без учета общественного мнения (о чем, в частности, свидетельствуют результаты альтернативных выборов в Интернете).

Между тем, правовое поле России продолжает регулировать Конституция РФ от 1993 года, в пункте 1 статьи 2 которой указано, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Высшим непосредственным выражением народом своей власти является институт выборов.

В юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом  своим представителям права на осуществление своей власти. В правовом обществе выборы считаются легитимным способом реформирования системы власти, ее конституирования. Выборы позволяют заниматься отбором и воспитанием политической элиты и политических деятелей.

Наконец, без выборов процесс воспитания гражданского политического и правового сознания оказывается чрезвычайно затруднен. Здесь самое время напомнить, что именно гражданское правовое сознание президент Медведев считает противоядием от "правового нигилизма".
Таким образом, закон, отменяющий прямые выборы губернаторов, можно назвать проявлением нигилизма конституционного.

Излишне объяснять, почему в правовой сфере основным источником нигилизма является коррупция. Об этом знают и в мэрии Москвы.
В мае 2010 года по распоряжению Ресина в Москве была создана комиссия по противодействию коррупции в столичном стройкомплексе. Возглавил комиссию сам руководитель стройкомплекса столицы Владимир Ресин. Также в нее вошли 14 его подчиненных.

О сути работы этой комиссии можно судить по рассказу директора Центра антикоррупционных исследований "Трансперенси Интернешнл-Россия" Елены Панфиловой. Застройщики, которые работают в Москве, обращались к ней с жалобами на то, что им приходится делать большие "откаты" при строительстве. "Эта сумма перечисляется не кому-то одному, а на разных стадиях проведения работ самым разным чиновникам в самые разные ведомства. В конечном итоге это оборачивается надбавкой в 40% к стоимости строительства".

Таким образом, чиновники стройкомплекса столицы получили возможность проверить самих себя на честность. Привлечь к этому процессу профессионалов по борьбе с коррупцией они, по неназванной причине, испугались.

По данным СМИ, Ресин еще задолго до отставки Лужкова сумел централизовать весь строительный бизнес столицы. Так, например, в конце апреля в Москве была ликвидирована комиссия по точечной застройке. Теперь ее работу будет выполнять Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки — также под председательством Владимира Ресина.

А вдруг, именно здесь кроются истинные причины назначения Ресина врио Москвы? Если назвать такую деятельность монополистским нигилизмом, она предстанет в совсем ином свете.

А вместе, в совокупности, все эти разновидности нигилизма и получают наименование "правовой нигилизм".