Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
За время правления Владимира Путина, коэффициент суммарной рождаемости на одну женщину вырос почти на треть. Это демографическое достижение принято связывать с социальной программой "Материнский капитал". Однако при детальном изучении практики реализации этой программы обнаруживается, что последствия выдачи материнских сертификатов больше всего похожи на раздачу ваучеров населению в начале девяностых.
Несовершенство механизма реализации этой благой инициативы привело к росту коррупции, организованной преступности и более глобальным деструктивным социально-политическим процессам в стране, вынуждающим проводить параллели с дикой приватизацией. Совпадения даже в текстах объявлений, которые сегодня можно найти в Интернете, газетах и даже на заборах: "Обналичу материнский капитал. От вас нужен паспорт и копия сертификата. От нас – реальные деньги".
Разница лишь в том, что ваучер можно было свободно продать по номиналу или чуть дороже, а маткапитал разрешено потратить строго на определенные цели: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Все операции с ним проводятся по безналичному расчету, т.е. увидеть "живые" деньги матери могут только нарушив закон.
Между тем ситуации бывают разные: бывает деньги нужны срочно, в том числе на пропитание, на одежду ребенку, а взять их негде. При этом жителям глубинки, удаленных сел и деревень часто попросту не на что потратить маткапитал. В результате, скупка сертификатов в "колхозах" приняла сегодня массовый характер.
Схемы мошенничества
Решение сделать сертификаты именными не стало существенной преградой для мошенников, поскольку они могут распоряжаться ими по доверенности. Свои услуги по обналичиванию маткапитала сегодня предлагают как частные лица, так и риелторы, вплоть до агентств недвижимости. Стоят их услуги, в среднем, 30-100 тысяч рублей, причем платить ничего не надо – вознаграждение вычитается из полученного на руки маткапитала.
В самой схеме обналичивания ничего революционного нет: по сути, она представляет собой обычную сделку по фиктивной покупке-продаже жилья. Чаще всего жилье "приобретается" у родственника или знакомого. После регистрации сделки и согласия Пенсионного фонда РФ, сертификат погашается, а деньги перечисляются "продавцу". Он возвращает эти деньги владельцу сертификата, продолжая жить в своем "проданном" жилье.
Либо еще проще: действительно приобретается недвижимость, однако по цене превышающей ее рыночную стоимость раз в 15. При этом "лишние" деньги продавец обязуется вернуть владелице маткапитала. Чаще всего в этом случае реализуется модель, по которой оформляют фиктивную прописку в столице: неприспособленная для жизни недвижимость делится на несколько десятков частей, каждая из которых продается по цене материнского сертификата.
После того, как власти разрешили погашать маткапиталом кредит на житье, особым спросом стало пользоваться мошенничество с ипотекой.Это наиболее опасная для матерей схема обналичивания сертификата. Помимо риска потерять деньги, владелец маткапитала может столкнуться с требованием оплатить все банковские проценты. При этом «купленные» таким образом квартиры практически всегда находятся под контролем организованной преступности, поэтому стать реальным владельцем недвижимости никак не получится.
Каждой матери следует знать, что ее соглашение принять участие в предлагаемой в объявлениях схеме трактуется законом как соучастие в преступлении.
Причины роста рождаемости
Впрочем, деструктивные последствия от расширения сферы деятельности организованной преступности после введения в обиход материнского капитала не идет ни в какое сравнение с негативными социальными и политическими переменами, которые заметны уже сегодня в государственных масштабах.
Действительно, динамика роста рождаемости заметно выросла, после начала материального стимулирования матерей. Хотя ученые связывают "бэби-бум" не столько с желанием получить от государства пару сотен тысяч, сколько с общим экономическим ростом, который был заметен в России до 2008 года. Россияне поверили в будущее, а их удовлетворенность жизнью оказалась выше, чем в девяностых.
Такая трактовка полностью вписывается в демографические циклы Истерлинга. Согласно теории этого американского ученого, уровень своего достатка люди воспринимают относительно родителей. Как только дети, как им кажется, обгоняют уровень жизни своих родителей, у них появляется уверенность в будущем и рождаемость повышается.
Достоверность теории Истерлинга хорошо проверяется на российских регионах. Например, самый фертильный регион РФ – это Чеченская республика, где на молодую женщину приходится более трех детей. Очевидно, причина в том, что нынешнее поколение живет намного лучше, чем в детстве во время войны. В соседних с Чечней Ингушетии и Дагестане, также немного затронутых войной, рождаемость выше общероссийской, а вот чуть дальше – в Кабардино-Балкарии, рождаемость обычная.
"Черный рынок" маткапиталов
Неудивительно, что именно в регионах с наибольшей рождаемостью острее всего стоит проблема незаконной торговли сертификатами. Конкуренция настолько высока, что мошенники берутся обналичить сертификаты за символические деньги. Например, недавно было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ в отношении жителя Карачаевска, развесившиего на столбах и остановках объявления: "Обналичу материнский капитал" за 5-6 тысяч рублей.
Доказательством появления преступных групп, собирающих материнские сертификаты, может, например, служить дело о вымогательстве, которое на прошлой неделе открыли в Дагестане. Следователям МВД республики стало известно, что утром 20 декабря в Избербаше двое подозреваемых насильно посадили горожанку в машину и вывезли на гору. Там они, угрожая пистолетом, отняли сертификат на получение материнского капитала. Аналогичные случаи известны и других областях ЮФО.
Собрать пакет сертификатов маткапитала можно и без применения насилия. Известно, что жительницы отдаленных аулов и маленьких сел часто получают материнское пособие по поддельным документам. Уже несколько дел возбуждено против «новоиспеченных матерей», которые утверждают, что рожали дома, либо предоставляют справки из роддомов, находящихся в других областях. Показать сотрудникам милиции новорожденных, за которых получили деньги, эти женщины не могут.
В частных разговорах сотрудники милиции Краснодара признают, что в крае и Адыгее идет массовый сбор сертификатов маткапитала преступными элементами, многие из которых являются приезжими из республик Северного Кавказа. Для достойного отпора им не хватает ни законодательного, ни кадрового ресурса.
Суммарный эффект от пакета сертификатов маткапитала, конечно, меньше, чем от пакета ваучеров в девяностые, однако все же позволяет достичь ряда преступных целей, большей частью касающихся рынка недвижимости. Например, процесс превращения сертификатов в реальные деньги (описанный выше) «оптом» гораздо эффективнее.
Таким образом, давно уже не является секретом, что вторичный рынок материнских сертификатов постепенно складывается России. Причем в первую очередь, материнский капитал финансирует миграцию дееспособного населения Кавказа в мегаполисы и столицу. Легко можно проследить увеличение числа выданных маткапиталов с обострением межнациональных отношений в крупных городах.
Последствия
При этом очевидно, что даже доказательство неэффективности маткапитала не окажет существенного влияния на проводимую государством политику. Между тем, в Европе уже доказанным считается тот факт, что материальная стимуляция матерей дает лишь временный эффект.Например, существенные выплаты за рождение детей в Скандинавии привели только к сдвигу календаря рождений: родители спешили родить пораньше, пока выплаты не отменены. Однако больше частью это были запланированные дети, и вслед за ростом рождаемости наблюдался глубокий провал.
Почему же государство не желает обсуждать альтернативные проекты поддержки рождаемости? Вероятно, дело в том, что политическим бенефициарием уже ближайшего будущего будет тот, кто сумеет угодить запросам социальной группе с максимальным фертильным потенциалом – т.е. женщинам 23-27 лет. Ведь содержание их сознания, переваренное в повседневные практики заботы о ребенке, определит бытовые теории, первого массового постсоветского поколения россиян.
При этом Россия остается одной из наиболее быстро вымирающих стран в мире. За последние 15 лет численность собственного населения в РФ сократилась более чем 10 миллионов человек. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующей демографической ситуации, в России к середине века численность населения уменьшится со 142,7 до 101 миллиона человек.
Определенно, поддерживать рождаемость необходимо на государственном уровне. Однако делать это следует не путем подкупа избирателей (к слову, аналогичные действия Ходорковского были вменены ему в вину и стали основанием для нового срока заключения), а усовершенствованием социальной сферы.
При нынешнем состоянии учреждений медицинского и образовательного профиля рожать детей в России могут только отчаянные или очень богатые люди. А условия ипотеки в нашей стране таковы, что маткапитал способен лишь подкосить бюджет семьи, затянув в непосильный оброк. 300 тысяч маткапитала – это всего лишь размер ежегодных банковских процентов по ипотечному кредиту за самое дешевое жилье в столице или среднюю "двушку" – в провинции. Если федеральные власти называют детей главной прерогативой – что мешает им установить на законодательном уровне потолок ставки ипотечного кредита для матерей хотя бы в размере, принятом в цивилизованных западных странах – 4-6%?!