Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Искать правых и виноватых в конфликте футболиста Никола Никежича и краснодарского клуба "Кубань" занятие бесполезное. Обе стороны добиваются своих интересов явно противоправными методами. Вместо того чтобы выбирать из двух зол, разумнее будет провести анамнез проблемы.

По словам игрока, 7 марта 2011 года тренер команды Николай Хлыстунов предложил пройти к нему в номер на клубной базе, где оставил футболиста наедине с "двумя крепко сложенными мужчинами". Футболист отказался добровольно разорвать контракт, после чего один из мужчин бил Никежича по печени, а второй угрожал двумя пистолетами.

Позже спортивный директор ФК "Кубань" Сергей Доронченко рассказал агентству "Р-Спорт", что черногорский футболист выказал готовность отказаться от всех претензий к "Кубани" за денежную компенсацию в сумме эквивалентной трехкратному размеру его зарплаты.

По словам представителя футболиста Николы Йокшича, "близкие к Доронченко" люди предлагают уладить историю за 100 тысяч долларов. При том, что за оставшуюся часть контракта футболист должен был заработать в "Кубани" 256 тысяч долларов.

Какие бы методы руководство "Кубани" не применяло для изгнания из клуба непригодного для премьер-лиги футболиста, нельзя отрицать их формальную правоту  – эффективность превыше всего. Вся российская история является наглядной демонстрацией того, как лояльное управление непременно подразумевает инертность исполнения.

Поэтому принципы эффективного менеджмента активно внедряются даже в провинции с учетом особенностей местного менталитета. Например, Сергей Цапок наладил в Краснодарском крае одно из самых эффективных хозяйств в регионе. Коровы давали высокие удои, на фермы завозили австралийских бычков, внедрялись новейшие технологии...

Адекватно оценить происходящее в клубе может помочь понимание региональной специфики. Например, традиции межэтнического самоуправления. На примере Анапы ее описал социолог Симон Кордонский: "в результате взаимодействия между общинами казаков, греков и армян в Анапе сложилась особая система отношений, в которой в роли посредников выступают "московские" генералы-отставники, поселившиеся после выхода на пенсию в этом городе-курорте".
Органы самоуправления там реализуют те решения, которые приняли на своих сходках представители общин. Кордонский отмечает, что такая система позволяет успешно балансировать интересы в муниципалитете, население которого увеличивается летом в десять раз.

Отметим, что сферы влияния на ФК "Кубань" аналогичным образом поделены между краевой администрацией и частными инвесторами. В межсезонье "наплыв" футболистов, находящихся на просмотре, напоминает туристическую волну. Поэтому руководство футбольного клуба "Кубань" никак нельзя обвинить в девиантном поведении: они лишь пользуются созданными в крае аналоговыми институтами управления и кодексом понятий, заменяющих неэффективные административные связи и законы.

Этим же можно объяснить причины, по которым "Кубань" превратилась в "поплавок" непрерывно бултыхающийся между двумя высшими лигами: просто в премьер-лиге не действуют лобовые методы достижения результата, эффективные в первом дивизионе. Так что дополнительное наказание от РФС для "Кубани" излишне – она наказывает себя самостоятельно. Отсутствие жесткого законодательного инструментария не мешает футбольному миру в России успешно регулироваться рыночными механизмами.

Поэтому, пока "Кубань" не выучит правила "высшего общества", ее туда не примут – так и будет болтаться между двумя лигами: низшую из которых краснодарская команда явно экономически переросла, а к высшей – морально не готова. При этом "Кубань" не "Терек" и не "Анжи", чтобы навязывать свои правила политическими инструментами.

Это индивидуальная проблема краснодарского клуба, но это же и личностная проблема Никежича, который, очевидно, просто не разобрался в кодексе российских понятий, где неадекватные гонорары компенсируются отсутствием гарантий. Если бы футболист был предупрежден на что подписывается (в контрактном листе), такой проблемы просто не могло бы возникнуть. Так что, может, было бы лучше, если б РФС вовсе не проводил расследование, а "дело Никежича" прогремело бы в Европе: тогда ни один легионер больше не смог бы сказать, что он не знал, чем рискует, приезжая в Россию.

Можно было бы осудить опасную тенденцию, когда конфликт с тренером выносится на всеобщее обсуждение: это, определенно, шантаж клуба. Однако надо понимать, что шантаж также является фактически единственной доступной формой защитного поведения раба, коими являются наши крепостные футболисты.

В этой связи обнадеживает тот факт, что замсекретарь президиума генсовета партии "Единая Россия" Юрий Шувалов недавно открыто озаботился необходимостью понять, что нужно сделать для преодоления наследия крепостного права - "и в первую очередь - в умах наших людей". Шувалов высказал мнение, что "за прошедшие 150 лет это ощущение никуда не делось - и во многом наше сознание остается сознанием крепостных".

Особенно актуален этот вопрос для южных регионов, где вопрос рабства находится вне зоны рефлексии как властей, так и общества. Здесь уместно говорить даже не о таких экстремальных примерах как чеченские зинданы и горные кишлаки, где до сих пор содержатся русские пленные. Рабство стало совершенно обыденным явлением в южном быту: даже в скандальной истории Цапков почти никто не обратил внимание на тот факт, что в Кущевской на цепи сидели рабы из Украины и Молдавии.

Победить рабство законодательными инициативами практически невозможно. Так же как невозможно искоренить его модернизаторскими инициативами. Долгое время принято было считать, что рабство в США отменили, потому что оно стало экономически невыгодным, и капиталистический Север оказался мощнее рабовладельческого Юга. Однако нобелевский лауреат Роберт Фогель доказал, что в середине XIX века по экономическим и геополитическим причинам рабство, наоборот было очень выгодным, что подтверждает поддержка европейскими политиками южан-конфедератов в Гражданской войне.

Нет никаких объективных причин для отказа США от рабства, просто в середине XIX века многие люди на Севере Штатов  стали  считать  его морально недопустимым. Как пишет экономист Александр Аузан, "они пришли к выводу, что нужно принципиально иначе выстраивать ценности. Это была внутренняя эволюция, приспособление людей к реалиям меняющегося мира". Очевидно, нам остается только надеяться на то, что и в России для преодоления крепостного сознания будет продемонстрирована шокирующая неприемлемость такой психологии.



Россия вышла в Совете по правам человека ООН с предложением наряду с понятием прав человека применять и понятие традиционных ценностей, основывающихся на триаде "достоинства, свободы и ответственности". Непонятно, какое из этих качеств можно применить в отношении истории с Никежичем, да и вообще ко всему российскому футболу, который через семь лет должен стать ретранслятором российских ценностей для всего мира.

Проблема не в преступлениях, проблема в зазоре между писанными и реальными правилами. Если у нас в футболе (в частности) не действуют законы, значит надо хотя сделать кодекс понятий общедоступным.

Если мы капитулировали перед диктатурой понятий и институтами силы: перед шансоном, военными парадами, тотальным присутствием охранников и бронированных джипов, "барковыми" и "шавенковыми", давайте хотя бы опубликуем альтернативный кодекс. Чтобы у "никежичей" не было "непоняток".