Елена Панфилова, генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Россия" (Transparency International Russia), член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

 

На этой неделе ряд СМИ опубликовали любопытные материалы о поражающей своими размерами земельной собственности губернатора Брянской области Николая Денина. Согласно обнародованной на днях декларации о доходах и имуществе господина Денина за 2010 год, он вместе с супругой помимо двух домов, трех земельных участков и одной на двоих машины владеют земельными паями на 5440 га.

При этом в такой же декларации за 2009 год у семьи брянского губернатора было значительно меньше земельной собственности – всего 117 га.

Вопросы и оправдания

Пресс-служба губернатора разъяснила журналистам, что все эти земли внезапно возникли в собственности господина Денина как результат реализации законодательства о приватизации. Дескать, поскольку он в свое время возглавлял совхоз, ему взяли и выделили 1500 га. Столько же земли получила и супруга, которая была "работником учреждения социально-культурной сферы совхоза". И на птицеферме, где когда-то трудился губернатор, ему столь же внезапно решили выдать еще 2400 га.

Право слово, остается только порадоваться за работников брянских совхозов и птицефабрик. Приватизация в этой области в 2010 году решительно повернулась лицом к народу, которому за труды выделяются столь обширные земельные ресурсы.

Правда, остается открытым вопрос: а откуда тогда у губернатора и его супруги те 117 гектаров земли, которые они указывали в прошлом году? Возможно, именно они были получены в свое время согласно требованиям законодательства о приватизации. А как раз 5440 гектаров четы Дениных,  быть может, возникли каким-то иным образом. Ведь трудно поверить, что внезапная раздача земель в минувшем году случилась одновременно в двух брянских хозяйствах и в таких поражающих воображение объемах абсолютно для всех и каждого.

Как ни крути, а губернатору следует ответить на вопрос: каким образом эти земельные паи появились у него и у его супруги в собственности в 2010 году? Потому что без такого разъяснения пытливый ум общества будет вынужден сам отыскать ответ.  Выбирать же придется из двух вариантов: либо эти земли были в собственности супругов Дениных и раньше, а они просто забыли их указать в декларации за 2009 год – и тогда на лицо нарушение требований по декларированию. Либо они действительно появились у них в прошлом году, но пока совершенно непонятно – откуда.

Купили? Это вряд ли возможно, если судить по задекларированным официальным доходам губернатора и его жены. Получили в подарок? Это прямо запрещено законодательством. Других вариантов попросту нет.

Корень зла

На самом деле здесь ведь проблема не только и не столько в том, откуда взялась эта земля. Проблема здесь с исполнением требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности, к которым относится и должность губернатора. И для нас важно точно знать, были ли исполнены данные требования как с точки зрения буквы, так и духа закона.

Согласно нормам нашего нового антикоррупционного законодательства (274-ФЗ от 25 декабря 2008 года), на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации. А эти требования, сформулированные в федеральном конституционном законе "О правительстве Российской Федерации" устанавливают, что такие лица не имеют право каким-либо образом капитализировать преимущества своего должностного положения. Причем ни через хозяйственную или коммерческую деятельность, ни через подарки и вознаграждения, ни через использование служебной информации, ни любым другим способом.

То есть по букве и духу закона, пока человек находится на подобной должности, ему категорически предписано держать себя в руках и воздерживаться от любых действий, результаты которых попадают под неприятное понятие "незаконное обогащение". Можно, конечно, искать лазейки в законах. Можно просто наплевать на них. Но факт остается фактом – каждый раз, когда мы видим, что у того или иного государственного должностного лица вдруг возникает собственность и имущество, которое прямо или косвенно предполагает наличие иных источников дохода, кроме зарплаты, можно ставить вопрос о законности приобретения такой собственности и имущества.

Если же смотреть шире, и обратить свой взгляд на более общие требования к служебному поведению наших должностных лиц, то мы увидим, что им предписывается не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных полномочий. И не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб личной репутации или авторитету государственного органа.

Однако именно это сейчас и произошло. Вместо того, чтобы добросовестно, час за часом, день за днем трудится на благо Брянской области, ее губернатор теперь должен будет объясняться. Причем не только перед нами, обществом, но и в Совете по противодействию коррупции при президенте России, который уполномочен проверять декларации высших должностных лиц. Объясняться на предмет того, откуда взялись у него эти тысячи гектаров земель.

Очень хочется надеяться, что данные объяснения будут однозначны и публичны. Иначе сложится конфликтная ситуация, в результате которой, безусловно, пострадает репутация не только отдельно взятого губернатора Брянской области, но и всех антикоррупционных властных построений последнего времени. И, разумеется, их авторов.