Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Студенты МФТИ, сдавшие не так давно единый государственный экзамен (ЕГЭ) за старшеклассников одной из московских школ и попавшиеся с поличным, будут отчислены из альма-матер, но по их собственному желанию. Именно такое сообщение появилось на лентах информационных агентств во вторник 28 июня.
Очередной конфликт, связанный с ЕГЭ, исчерпан? Как бы ни так. Скандальная ситуация со школьными госэкзаменами – ярчайший пример торжества того самого правового нигилизма, борьбу с которым декларирует все последнее время руководство страны. Но при этом не меняется ровным счетом ничего. Вот и сейчас крайними оказались не организаторы, не контролеры, а "винтики" – те самые студенты, просто решившие подзаработать.
Краеугольный российский вопрос - кто виноват - уместен, разумеется, и тут. Ответ же на него, на мой взгляд, очевиден: виноваты все.
Вина законодателя. Тут все достаточно просто. Российский парламент исправно штампует новые нормативные акты, равно как и совершенствует старые. В последние пару лет средняя производительность труда депутатов Госдумы – 450 новых законов за сессию. Или, в среднем, по одному полноценному документу на каждого номинального парламентария. Даже на того, кто на Охотный Ряд заглянул лишь один раз за четыре года, чтобы получить депутатское удостоверение.
Но вот коэффициент полезного действия (КПД) данной законотворческой работы временами заставляет вспомнить о классическом паровозе. Его КПД, если кто подзабыл школьную физику, редко превышает 10%. С парламентом, такое впечатление, происходит то же самое.
Уголовный кодекс (УК) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) правятся законодателями чуть ли не в режиме он-лайн, в угоду совершенно различным поветриям, тенденциям, а то и по прямым указаниям.
Но случился скандал с ЕГЭ – и немедленно выяснилось, что виновным в очевидном подлоге невозможно инкриминировать ни совершение правонарушения, ни уж тем более – преступления. Да, налицо обман. Но именно такой вид обмана у нас в стране попросту не кодифицирован.
Некоторые юристы, правда, утверждают, что при желании студентам можно вменить соучастие в подделке документа, дающего право пройти определенные образовательные испытания и получить школьный аттестат. Однако процессуальные перспективы такого преследования настолько умозрительны и зыбки, что говорить о них в практической плоскости, наверное, наивно.
Вина чиновников от образования. Не буду рассуждать о достоинствах и недостатках ЕГЭ как такового. Дискуссии об этом виде выпускных испытаний давно навязли в зубах. Уместно поговорить о другом. Совершенно очевидно, что сотрудники соответствующего министерства имели множество возможностей проанализировать итоги ЕГЭ. А проанализировав, придти к тому же законодателю с рациональными предложениями. Грубо говоря, залатать найденные прорехи.
Но, то ли так и не проанализировали, то ли поленились дойти, то ли рассчитывали на авось. Таким отношением грех не воспользоваться. Стоит вспомнить хотя бы вопиющие примеры совершенно потребительского отношения к минобразовскому нововведению, которое из года в год демонстрируют в некоторых российских регионах (пальцем показывать не буду), где стопроцентные результаты ЕГЭ совершенно спокойно сочетаются с армией выпускников, едва знающей русский язык. Русский устный - о письменном умолчу.
Как в этом перевернутом мире организована сдача госэкзаменов, СМИ (да и сами действующие лица) многократно рассказывали. Но, похоже, всех все устраивает. Тем более что и дела (уголовного ли, административного ли) – не пришьешь.
Вина общества. Она также очевидна. И только потому, что, похоже, всех установившийся порядок вполне устраивает. Ведь предельно понятно, к кому идти, кого попросить сдать за своего ребенка, кому - просто дать "в лапу".
Составные части этого большого и насквозь ржавого механизма – обычные люди - сегодня видят не только несовершенство законов и нежелание уполномоченных лиц что-то с этим делать, но и то, что попавшиеся отделываются, по сути, легким испугом. Нельзя привлечь по закону? Ну, так они напишут заявления по собственному желанию! А мы их потом восстановим. Может быть, если в армию не загремят.
А что – отличная позиция! И репутация вуза почти не страдает (через месяц история благополучно забудется), и виновные оказываются не виновными, а чуть ли не пострадавшими "за идею". Да и страдают "винтики", как выясняется, не фатально.
Напоминает, правда, все это приснопамятного страуса, привыкшего разбираться с опасностями по примеру предков – совать голову в песок.
То, что рано или поздно на пути головы встречается бетонная плита, птица, как правило, узнает только, когда остановить что-либо уже невозможно.