МОСКВА, 6 июл - РАПСИ. У совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, который выяснял обстоятельства гибели юриста Сергея Магнитского, возникли вопросы не только к медикам, но и к следствию, в том числе руководству СК при МВД, надзорным органам, суду и руководству СИЗО, говорится в промежуточном заключении совета, опубликованном в среду.
Смерть в СИЗО в 2009 году обвинявшегося в уклонении от уплаты налогов юриста инвестфонда Hermitage Capital Management Магнитского вызвала большой общественный резонанс. Сотрудники фонда заявляли, что юрист вскрыл хищение из госбюджета 5,4 миллиарда рублей сотрудниками правоохранительных органов, которые в отместку организовали уголовное преследование Магнитского. На этой неделе официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что по результатам судебно-медицинского исследования, смерть Магнитского связана с неоказанием ему своевременной медпомощи.
"Дело в отношении Сергея Магнитского расследовалось теми же сотрудниками МВД и СК МВД, против которых он выдвигал обвинения в причастности к незаконной перерегистрации фирм Рилэнд, Парфенион и Махаон и последовавшим за этим незаконным возвратом налоговых поступлений в размере 5,4 миллиарда рублей. Привлечение сотрудников МВД и СК МВД Кузнецова, Карпова, Толчинского, Кречетова, Дроганова к расследованию дела в отношении Магнитского создало ситуацию безусловного конфликта интересов, что противоречит требованиям закона. Несмотря на это, перечисленные сотрудники МВД не были исключены из состава следственной группы по делу, возбужденному в отношении Сергея Магнитского", - сказано в промежуточном заключении совета.
При этом, как отмечается в документе, ходатайства Магнитского об отводе этих сотрудников МВД "отклонялись следователем Сильченко О.Ф., его непосредственным руководителем Виноградовой Н.В. и руководством СК МВД РФ". "Отказ от устранения данного конфликта интересов может свидетельствовать либо о халатности, либо об определенной заинтересованности руководителей расследования", - подчеркивают эксперты президентского совета.
Кроме того, эксперты комиссии пришли к выводу, что неоказание Магнитскому медицинской помощи и воспрепятствование ее получению связаны с действиями ряда сотрудников пенитенциарной системы.
"Начальник СИЗО-99/1 ФСИН России ("Матросская тишина") И.Прокопенко и следователь СК при МВД РФ О.Ф.Сильченко приняли решение перевести Сергея Магнитского в СИЗО "Бутырка" за неделю до проведения его плановых медицинского обследования и операции в больнице СИЗО "Матросская тишина"... Это можно расценивать как умышленное ухудшение условий содержания Магнитского и воспрепятствование оказанию ему медицинской помощи", - отмечают составители документа.
"Следователь Сильченко демонстративно отказался выполнять требование статьи 11 УПК РФ об обязанности принимать меры к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых", - сказано в промежуточном заключении совета.
В документе говорится, что сотрудниками "Бутырки", в том числе медработниками, необходимая помощь Магнитскому также не обеспечивалась. "Осмотр врачом вопреки установленному правилу состоялся через месяц после поступления туда Магнитского. Его заявления о приеме врачом не принимались; лекарства, переданные матерью Магнитского, не принимались или вообще передавались в другую камеру. Эти и многие другие факты, выявленные в результате общественного расследования, позволяют сделать вывод не только о халатности сотрудников медчасти СИЗО "Бутырка", но и о преступном неоказании помощи заключенному, т.е. о нарушении права на жизнь", - отмечается в документе.
Помимо этого, вопросы у президентского совета возникли вопросы к прокуратуре и судам.
"Решение о заключении под стражу не было основано на доказанных обстоятельствах... В постановлении судьи Тверского суда Москвы не были приведены конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие существование оснований заключения под стражу, а также достоверные доказательства существования таких обстоятельств... Рабочие группы (президентского совета) полагают, что Магнитский был заключен под стражу без достаточных оснований для применения этой меры пресечения", - сказано в промежуточном заключении.
Одной из предпосылок гибели Магнитского эксперты считают неэффективную проверку его жалоб как в судебном, так и во внесудебном порядке. В частности, считают авторы документа, не дал оценку большинству изложенных в желобе доводов заместитель начальника управления по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры РФ А.И. Печегин.
"Аналогичная судьба постигла и иные жалобы защитников Магнитского, направленные начальнику Следственного комитета при МВД РФ, генеральному прокурору РФ и в другие инстанции. Столь же формально жалобы стороны защиты проверялись судами", - говорится в документе.
Во вторник, 5 июля, совет по правам человека передал свой доклад по делу Магнитского президенту РФ Дмитрию Медведеву. Он сообщил, что передаст документ правоохранительным структурам.