Мнения опрошенных агентством РАПСИ/rapsinews.ru российских адвокатов по поводу инициативы сенатора, бывшего замминистра внутренних дел Александр Чекалин сделать МВД территорией "сухого закона", запретив полицейским вообще употреблять алкоголь разделились – кто-то назвал его утопией, кто-то дурью, кто-то плодом весеннего обострения, а некоторые отметили, что оно не только трудноосуществимо, но и просто противоречит закону.
Адвокаты отметили, что есть ряд профессий, где употребление алкоголя даже в личное время регламентируется. Например, водителям и летчикам нельзя пить перед работой. Но приравнивание полицейских к спортсменам-олимпийцам, которым вообще нельзя употреблять алкоголь, вызвало недоумение.
Многие также задавались вопросами: "Пьет ли сам сенатор? Будет ли учитываться уважительная причина? Как этот закон будет распространяться на отпускное время? А после увольнения, какой-то промежуток времени тоже нельзя будет пить", - спрашивали респонденты, проводя аналогию с запретом выезжать за границу в связи с доступом к секретным сведениям. На эти вопросы, к сожалению, мы так и не нашли ответа.
Тем не менее, юристы отмечают, что все же предпочли бы иметь дело с трезвыми полицейскими, к тому же не страдающими похмельным синдромом.
Идея хорошая, но исключение для праздников
Большинство респондентов считают, что стремление российских законодателей несомненно, положительное, однако действовать такой закон не будет.
"Инициатива, конечно, кардинальная, даже несколько шокирующая и удивляющая. Но в качестве некоего вектора для размышления, темы для обсуждения она представляется мне позитивной, даже если я не разделяю ее в том формате, в котором она озвучена", - сказал адвокат Сергей Жорин. Он отметил, что полицейские как блюстители правопорядка должны быть примером нравственности для обычных граждан, так же как прокурорские работники, судьи, чиновники, ведь люди доверяют им свою безопасность, жизнь, здоровье.
"Пока, к сожалению, это не так. Мы видим, что правила дорожного движения чаще всего нарушают люди с удостоверениями, они же по хамски себя ведут в общественных местах", - добавил адвокат.
"Конечно, они обычные люди, у них есть и выходные, и отпуска, но когда человек выбирает определенную профессию, то понимает, что на него будут наложены определенные ограничения. Их прихоти не должны отражаться на людях, которые от них зависят», - сказал Жорин, подчеркнув, что у полицейских есть доступ к спецсредствам и даже к оружию, следовательно, они должны быть в здравом уме и в сознании.
Адвокат Юрий Чистяков поддержал предложение о внесение "сухого закона" для сотрудников правоохранительных органов, однако полагает, что все-таки можно сделать исключение по уважительным причинам. "Хотя бы бокалом шампанского нужно и можно отметить либо свадьбу, либо рождения сына, либо юбилей. Не увольнять же людей за это?!", - сообщил свою точку зрения юрист.
Историческая перспектива
Юристов заинтересовал вопрос об исторических прецедентах "сухого закона", возможных отголосках каких-то философских течений, которым мог руководствоваться бывший замминистра внутренних дел. "Сухой закон уже встречался в истории, если не ошибаюсь, где-то в 17 веке в Англии и Франции, однако и у них это закончилось отменой",- прокомментировал адвокат Александр Добровинский.
А адвокату Вадиму Прохорову не понравилась отсылка к судам офицерской чести, которой сенатор обосновал свое предложение. "Мы все помним, когда раньше обнаружение бутылки на рабочем месте автоматически становилось предметом для разбирательств на заседании суда проверки офицерской чести", - сказал Чекалин.
"Какого периода российской истории суды офицерской чести он имел в виду? Если дореволюционного – то он распространялся только на военных и обнаружение бутылки точно не было для них проступком, достойным разбирательства. Если он говорил об офицерских судах советского периода, то упаси боже от таких судов. Да и тогда дисциплина держалась не на них, а на партийном или чекистском контроле", - отметил Прохоров.
По его мнению, поднятая бывшим замминистра тема относится к серии - "лучше быть здоровым и богатым, а не бедным и больным".
"Конечно, лучше быть непьющим хотя бы в рабочее время, а не пьяным маньяком", - сказал адвокат, добавив, что проблема современной российской полиции не в том, что сотрудник "дома в выходной за обедом выпьет рюмку водки и съест тарелку борща". Прохоров считает, что борьба с этим ни к чему не приведет, а надо увеличить контроль за служебной деятельностью полицейских.
Нарушение законного права выпить
Большинство опрошенных адвокатов назвали планируемый запрет нарушением прав полицейских, которые являются полноправными гражданами страны. Юрист Станислав Акимов назвал предложение российского законодателя не совсем удачным изобретением. "Прибегать к таким запретам просто глупо, сотрудники МВД не дети и не подростки, а нормальные взрослые люди", - сказал адвокат. Между тем адвокат Сергей Бровченко полагает, что "предложение сенатора лишь плод весеннего обострения". "Что же, нам, сотрудникам правоохранительных органов сделать еще и обрезание?! Это глупо",- сказал юрист.
"Я двумя руками за запрет употребления алкоголя на службе, но в свободное время, в отпуске, на выходных – это законное право каждого гражданина Российской Федерации", - отметил адвокат Виталлий Чечулин. Он назвал инициативу сенатора вмешательством в личную жизнь. Адвокат считает, что часть населения страны может одобрить инициативу сенатора, но не большинство, и точно не сами полицейские.
Адвокат Дмитрий Аграновский пояснил, что предложение Чекалина невозможно воплотить в жизнь, поскольку оно противоречит закону. "Такие ограничения можно взять на себя только добровольно. Закон запрещает ограничивать кого-либо в его личное время, это может быть только в форме рекомендации. С другой стороны, в нашей стране возможно все, ограничивают же права определенной группы граждан в Санкт-Петербурге. Но Конституция это прямо запрещает", - сказал адвокат.
"Я не вижу практического смысла в этой норме. И так понятно, что всем надо знать меру в употреблении алкоголя, и почтальонам, и полицейским, и даже адвокатам", - отметил Аграновский.
Между тем некоторые из адвокатов, к которым корреспонденты РАПСИ обратились за комментариями в пятницу вечером, сказали, что сами находятся в состоянии алкогольного опьянения и не могут дать трезвую оценку инициативе сенатора.