Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

"Здесь не может не полыхнуть, рано или поздно. Только когда в одну ночь сожгут машины и магазины, и пресса поднимет вой – будет уже поздно. А сейчас – милиция задержала подозреваемого, абстрактного мальчика из абстрактной школы. Проблемы уживаемости как бы нет. И как бы нет напряженности. И у каждого народа своя правда", - писала простая пользователь Livejournal из Западного Бирюлево о межнациональном конфликте в школе. Датирована запись 2006-м годом.

 

За прошедшие семь лет местные жители перепробовали все мирные и законные способы обратить внимание властей на проблемы, которые доставляет москвичам соседство с плодово-овощной базой "Покровка". Как говорят местные активисты, она давно превратилась из мелкой неприятности в крупную проблему. Транспортный коллапс, рост преступности, коррупции, обилие мигрантов и маргинальных элементов, антисанитария…

Информацией о случаях аналогичных тому, что стал причиной массовых беспорядков, пестрит новостная лента и посты блогеров по поисковому запросу "Западное Бирюлево". Например, 28 августа 2011 года в этом же районе "трое вооруженных холодным оружием таджиков зарезали 27-летнего Романа". Убийство вызвало возмущение местных жителей, которые несколько дней поджигали лампадки и возлагали цветы к месту гибели мужчины.

Криминогенная ситуация в районе с каждым годом принимала все более специфичный характер. Тенденция бросается в глаза даже при чтении официальных документов полиции. Например, отчет начальника ОМВД района Бирюлево Западное о результатах оперативно-служебной деятельности сообщает, что по итогам 2012 года "общий массив зарегистрированных преступлений уменьшился на 2,5%, составив 1031 преступлений. При этом количество тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 13,18% и составило 364".

То есть каждое третье преступление в Западном Бирюлево носит тяжкий характер. И их доля продолжает расти. В целом, по России в этом году удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений сократился почти на процент – до 24,7%.

В Западном Бирюлево растет численность грабежей (3,26%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (7,4%), кражей автотранспорта (30,5%). На 14,34% зафиксирован рост числа преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах – на 12,64%.

Складывается вполне четкая картина: уменьшение общего числа случаев нарушения правопорядка говорит о гармонизации социального климата среди местных жителей, при этом концентрация преступлений на улицах, причем тяжких, – намекает об активности пришлых элементов, которым либо нечего терять, либо они полностью игнорируют российский Уголовный кодекс. Возможно, в силу его незнания, а возможно и потому, что ориентируются на законы совсем иного рода, нарушение которых грозит им не парой лет тюрьмы или депортацией, а несравненно более суровыми мерами.

Представить, о чем идет речь позволяет интервью президента компании "Новые Черемушки", контролирующей бирюлевскую овощебазу, Героя России и бывшего депутата Госдумы Магомеда Толбоева. "Проблема, прежде всего, в полиции. Но этого мы сами найдем, из-под земли достанем! И не только его, а еще и семью его найдем!.. Того парня, который убил пацана нормального (Егора Щербакова). Раз полиция не может – мы сами разберемся", - рассказал он Slon.ru.

Криминалистика

Насколько объективны наши предположения насчет предполагаемых виновников роста криминогенности южного московского района может помочь разобраться только официальная статистика.

За девять месяцев этого года, по данным МВД, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено 36,1 тысячи преступлений, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 31 тыс. преступлений (что на 7,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года).

Согласно статистике, озвученной в конце мая этого года заместителем начальника полиции – начальником управления охраны общественного порядка ГУ МВД по Москве Вячеславом Козловым, в Москве 47% преступлений совершаются иностранными гражданами. И это при том, что данная статистика не учитывает внутреннюю миграцию.

Ранее глава городского ГУ МВД Анатолий Якунин сообщил, что уровень уличной преступности в Москве в 2012 году по сравнению с прошлым годом вырос более чем на 27%. "Учитывая массовый приток мигрантов, в том числе нелегальных, закрытость национальных диаспор, неблагополучные условия проживания, можно с уверенностью говорить, что именно среди них особенно благоприятная почва для преступлений", - отметил Якунин.

Интересно, что до недавнего времени количество преступлений, совершенных мигрантами снижалось. По словам прокурора Москвы Сергея Куденеева, в 2008-2012 годах их число снизилось вдвое: с 16 до 8 тысяч. Но в то же время выросла доля тяжких и особо тяжких преступлений. "Мигрантами в Москве совершается каждое пятое убийство, каждое второе изнасилование и каждое третье – грабежи и разбои", - утверждает прокурор.

Похоже, причина носит организационно-структурный характер. И здесь мы снова возвращаемся к теме подмены государственных законов – общинными, мафиозными и корпоративными:

"Если раньше они (мигранты из Средней Азии) были мотивированы к тому, чтобы раствориться, мимикрировать и никак не выделяться среди местного населения, то сейчас, когда количество приезжих растет, есть мотивация к консервации статуса мигранта. То есть оставаться приезжими из Узбекистана или Таджикистана стало выгоднее", - утверждает доцент факультета социологии СПбГУ, руководитель лаборатории "Центр социологических исследований" Николай Соколов.

Социология

Весьма эффектная статистика, если не принимать в расчет тот факт, что Западное Бирюлево находится во второй половине списка столичных районов по уровню преступности, да и по концентрации мигрантов не входит в московский топ. Почему же межнациональный конфликт полыхнул именно в этом месте, почему жизнь именно в Бирюлево Западное все чаще становится в московском сленге метафорой заброшенности, безысходности и невыносимости бытия?

Социологи утверждают, что присутствие мигрантов, даже нелегальных, не влияет непосредственно на уровень жизни в районе. До недавнего времени наиболее многонациональные районы Москвы были и наиболее спокойными. Само по себе сокращение доли русских не несет в себе угрозы.

"Напряжение, испытываемое населением, теснейшим образом связано с социальным составом локальных сообществ. При этом ключевая роль принадлежит интеллигенции. Падение доли представителей этой группы ниже 30% приводит одновременно к быстрому сокращению среднего класса и нарастанию тревожных настроений. Наибольшая "раздражительность" характерна для районов, где доля работников умственного труда находится на уровне 28-23%. Переход через эту неравновесную стадию сопровождается ростом числа рабочих и стабилизацией уровня напряжения в обществе, хотя и на очень высоких отметках, чреватых конфликтами", - отмечает Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Лаборатории геополитических исследований.

Отметим, что Бирюлево изначально воспринимался как район, где получали жилье рабочие. Рост там овощного рынка привел к увеличению концентрации жителей, занимающихся торговлей и обслуживанием его функционирования. Отток представителей среднего класса сопровождается притоком рабочих. В результате оформляется район, аккумулирующий социальное неблагополучие.

По законам социологии, когда этот процесс приведет к тому, что доля отторгаемой группы достигнет  17%, происходит быстрая этнизация кварталов. После этого момента, вернуть контроль над ситуацией в районе властям станет значительно сложнее, если не сказать почти невозможно.

Район Бирюлево Западное находится в километре от крупнейшего в России овощного рынка. Жители постоянно пишут обращения к мэру Москвы Сергею Собянину, начальнику УФМС России по Москве Федору Карповцу, министру МВД Владимиру Колокольцеву, начальнику ГУВД Москвы Анатолию Якунину, префекту Южного АО Георгию Смолеевскому, главе управы района Бирюлево Западное Южного АО Виктору Легавину… с просьбой ликвидировать или перенести за пределы МКАД плодово-овощную базу.

Рынок

Этот рынок известен по всей Москве и за ее пределами как государство в государстве, со своими законами, понятиями и устоями. Соблюдение этих строгих требований позволяет "гражданам Покровки" практически не бояться российских законов. Территория, которую занимает база больше, чем покрывал Черкизовский рынок в пору своего расцвета. По словам наблюдателей, торговля на нем ведется одновременно с 400–500 машин, а перед въездом на рынок стоит нескончаемая очередь фур в ожидании освободившегося места.

Все жалобы жителей остаются без ответа. Чиновники утверждают, что Покровская плодовоовощная база "является стратегическим объектом продовольственного обеспечения Москвы, поэтому перенос ее невозможен". Это официальная половина ответа, а неофициальная состоит в том, что оборот торговли на Покровке, по некоторым оценкам, составляет более миллиардов долларов в год.

Почти все здесь приходится делить на две части. И в первую очередь – сам комплекс.

На официальной половине базы легальные компании торгуют импортными товарами в крытых складах. Эту часть может посетить любой, а продавцы имеют на руках все документы. Однако существует и вторая, большая, половина, оформленная как временная стоянка грузового автотранспорта. На самом же деле, там прямо с фур оптом торгуют овощами и зеленью из России и стран СНГ. "Это частная территория. Здесь покупают только свои. Чужим нельзя", - отсеивают на входе людей со славянской внешностью охранники "настоящей Покровки".

Убийства прохожих далеко не самое страшное, что происходит в окрестностях рынка. Едва ли ни ежегодно на "второй Покровке" раскрывается деятельность группировок, крадущих предпринимателей с целью выкупа. По рассказам местных торговцев, их коллеги исчезают здесь почти каждую неделю. В полицию никто не обращается, ее на этой территории попросту нет. И закон один – "мы сами разберемся".

Сотрудники МВД рассказывают прессе, что за последние годы в войне вокруг Покровской овощной базы погибло уже около тридцати криминальных авторитетов. Для такой паранормальной территории массовые беспорядки уже не выглядят чем-то сверхъестественным.

Бесспорно, плодово-овощная база необходима городу. Такое место есть рядом почти с любым крупным городом в Европе и других развитых странах. В то же время, сложно найти в цивилизованном мире точку, где сопоставимое по масштабам явление находится в сердцевине жилого сектора. Мирное сосуществование криминализированного рынка и простых москвичей – невозможно, о чем долгие годы законным путем сигнализируют местные жители.

Перспективы

Другой вопрос, что жители также должны представлять с какими рисками столкнется тот, кто решит взять на себя ответственность за закрытие теневой части "Покровки". Иллюстрацией опасности служит рыночная война 2005 года. В криминальных хрониках можно найти историю того, как азербайджанцы после убийства нескольких людей, связанных с "Покровкой", начали переманивать на Басманный рынок продавцов и клиентов с Покровской базы. Это переселение торговцев зеленью закончилось в феврале 2006 года, когда рухнула крыша Басманного рынка и под ее обломками погибло 66 человек.

Социологи любят напоминать о том, что местные власти и жители несут ответственность за перевоспитание мигрантов, приезжие должны внушать им нормы и правила поведения, принятого на территории, где они теперь проживают. Возможно, это и правда самый эффективный способ борьбы с противоправным поведением мигрантов. Однако нельзя забывать и вторую сторону этого закона. Если исповедуемые сплоченным меньшинством методы позволяют им добиваться успеха, то часто наблюдается обратное влияние: большинство начинает подражать поведению маргинальных групп и заимствовать их обычаи.

В заключение хочется напомнить результаты социологического опроса ВЦИОМ от 22 июля 2013 года. Наиболее реальной угрозой для страны россияне назвали заселение страны представителями других национальностей – 35% такое развитие событий представляется вполне реальным. Из всех предложенных вариантов ответа за прошедший год более всех выросла актуальность угрозы внутренней войны – с 7 до 13%.

Конечно, нет никакого повода говорить о гражданской войне, если только не принимать в расчет идеологическое противостояние. Подобные ситуации могут мгновенно перечеркнуть многолетние усилия по насаждению правового сознания, выбора мирных методов борьбы за свои права, уважение к государственным законам. Вопрос о будущем во всех смыслах нечистоплотной плодово-овощной базы в пределах Москвы, пожалуй, правильно сформулировать в виде бинарной оппозиции: что выгоднее - "разбираться самим" или делегировать решение проблемы уполномоченным структурам?