Адвокат Евгений Тонкий, представляющий интересы звезды советского и российского кино Алексея Баталова (накануне он отпраздновал 85-летие), в интервью РАПСИ разъяснил суть спора между актером и его соседями по подмосковному дачному поселку и предположил, что нашумевшая история вскоре может окончиться мировым соглашением между истцом и ответчиком.
- Ситуация вокруг недвижимости Алексея Владимировича в Переделкино за последние месяцы обросла массой слухов один другого страшнее. Так отбирают злые люди у пожилого человека дачу или дело обстоит не так мрачно?
- Давайте начнем с предистории. Эта земля появилась у Алексея Владимировича в конце 80-х годов прошлого века. Тогда же его соседом стал Вадим Эльдгард. В начале 90-х годов Баталов решил подарить земельный участок своей дочери Марии, инвалиду I группы. В то время на руки выдавались свидетельства о праве собственности старого образца, в нулевых годах их меняли на новые. Но меняли документы в основном те собственники, которым было необходимо совершить сделку со своим имуществом. Все остальные переоформлением не занимались.
В 2007 году Вадим Эльдгард решает оформить соответствующим образом право собственности на свой земельный участок и дом. Требовалось, в том числе, сделать повторные замеры участка, то есть произвести процедуру межевания. Для этого из структуры, которая сейчас называется Росреестром, приглашался кадастровый инженер, было необходимо подписать согласование границ данного участка со всеми соседями. Одним из соседей был актер Алексей Баталов. Более того, отношения между ним и Эльдгардом, судя по некоторым интервью последнего в СМИ, изначально были неплохими.
- Процедура была проведена с нарушениями?
- Эльдгард действительно подъезжал к дому Баталова и предлагал подписать какие-то бумаги. Алексей Владимирович плохо видит, и до нашего вступления в это дело утверждал, что ему на подпись предложили некую дарственную. На самом деле это не так. Мой доверитель подписал именно акт согласования границ земельного участка. Повторюсь – после сообщения соседа о том, что ему требуется оформить надлежащим образом свой участок, Баталов особо не вникал, что именно он подписывает.
- Вы чуть раньше отметили, что еще с начала 90-х собственником участка и дома формально являлась дочь Баталова Мария.
- Да, и это очень важный момент. Свою подпись на акте согласования границ должна была ставить она, а не актер. Как минимум, налицо должностное правонарушение со стороны кадастрового инженера. Уж он-то не мог не знать, кто именно является собственником соседней дачи и земли под ней. Были ли преступные действия со стороны Эльдгарда, станет ясно после окончания проверки, которую сейчас проводит Следственный комитет. В случае наличия в действиях соседа состава преступления, думаю, будет возбуждено уголовное дело.
Алексей Баталов на открытии VIII Московского фестиваля отечественного кино "Московская премьера" // Екатерина Чеснокова, РИА Новости
- Вернемся к гражданскому спору. Подпись Баталова на акте согласования границ является незаконной, поскольку доверенности от его дочери на совершение таких действий у актера не было. Она дееспособна?
- Да, в полной мере. И сейчас в рамках гражданского судопроизводства я представляю по доверенности как ее интересы, так выступаю и как адвокат самого Баталова.
- Как вы им оказались?
- Я подключился к этому делу примерно полтора месяца назад, когда процесс уже был в Щербинском районном суде. Не хотел бы вдаваться в подробности, хочу лишь подчеркнуть, что работаю на общественных началах, бесплатно. Контакт с доверителем стал возможен при посредничестве общих знакомых, когда стало понятно, что ситуация с данным делом зашла в тупик. И сейчас есть перспектива положительного разрешения ситуации.
- Так что было дальше?
- В прошлом году Алексей Владимирович решил, что землю и дом надо надлежащим образом оформить. При этом цели продать участок у Баталова не было, я это точно знаю. Напомню, что изначально актер был уверен, что подписал Эльдгарду какую-то дарственную и, может, просто захотел все перепроверить. Вероятно, по этой же причине и появились в СМИ слухи о том, что Баталова обманули и подсунули на подпись документы на дом и всю землю.
Он стал собирать документы, и увидел – действительно, не хватает двух соток земли.
- Цена вопроса?
- В Переделкино, где расположена дача актера, действительно дорогая земля. Я не риэлтор, но слышал в открытых источниках, что рыночная стоимость одной сотки – в районе 70 тысяч долларов США.
Поэтому после обнаружения нехватки земли от имени Марии Баталовой был подан иск о восстановлении границ земельного участка и о сносе самовольно возведенной соседской постройки – бани.
- Исходя из ваших слов, налицо типичный гражданско-правовой спор о границах, коих по всей стране в судах - десятки тысяч…
- Сложность в том, что после уточнения в 2007 году границ собственных владений Вадим Эльдгард подарил их своей дочери. Ее зовут Ирина Иванова, сейчас постоянно проживает на территории США, в Калифорнии. Именно она сейчас официально является ответчиком по иску Марии Баталовой.
Суд регулярно, с февраля месяца, откладывался из-за неявки ответчика, ненадлежащего извещения ответчика. Были к этой ситуации подключены СМИ, о ситуации, разумеется, знает и Эльдгард, который давал интервью. Знает теперь, скорее всего, и сама Иванова Ирина.
- То есть ситуация зашла в тупик. Ваши действия?
- На прошлом судебном заседании я заявил ходатайство о назначении судом Ивановой бесплатного адвоката. Такое право закреплено в статье 50 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд удовлетворил наше ходатайство, и уже следующее заседание 3 декабря должно пройти с участием такого представителя ответчика.
- Что это дает вам?
- Во-первых, мы сможем избежать дальнейшего затягивания процесса. Во-вторых, со стороны ответчика все же будет представитель, который должен отстаивать интересы Ивановой. В-третьих, по иску не будет вынесено заочное решение. А это важный момент – заочное решение в вышестоящей судебной инстанции легко отменяется.
Если мы в суде доказываем факт того, что земля перешла соседям актера незаконно, что актер не имел права подписывать в 2007 году акт согласования границ земельных участков, баня автоматически оказывается самовольной постройкой и подлежит сносу.
- Что сейчас вы ожидаете со стороны ответчика?
- В настоящее время никакого противодействия они не оказывают. Все, что выдается за негатив, было связано с выступлениями в СМИ от имени Вадима Эльдгарда. При этом мои доверители и я сам отдаем себе отчет, что это были не какие-то официальные интервью, а обрывки реплик, полученные репортерами чуть ли не из-за закрытых дверей.
По последней информации, что у меня имеется, на супругу актера Гитану Аркадьевну стал выходить Вадим Эльдгард и его знакомые на предмет возможного заключения мирового соглашения.
- Мало кому нравится внимание Следственного комитета…
- Очевидно, что любой человек в такой ситуации должен предпринимать какие-то действия. И я не исключаю вариант, что с той стороны появится адвокат не по назначению, а уже по договору. При наличии хорошего дома в Переделкино, думаю, с финансовой точки зрения для близких ответчика это не проблема – найти толкового адвоката в Москве.
Если ситуация станет развиваться по такому сценарию, я не исключаю, что мы сможем сесть за стол переговоров и окончить дело мировым соглашением.
Беседовал Владимир Новиков