Уже со следующего года контроль за уплатой всех налогов и сборов планируется передать единому органу и урегулировать его исключительно Налоговым кодексом РФ. Такая реформа призвана снизить нагрузку как на бизнес, так и на надзорные ведомства. Хотя объединить все сборы с работодателей не удастся.
В настоящее время помимо Федеральной налоговой службы администрированием фискальных платежей занимаются Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). Они собирают страховые взносы, рассчитываемые, как правило, пропорционально начисленной зарплате (часто их и называют «зарплатными налогами»). Но их уплата регулируется отдельным федеральным законом.
Социальная жандармерия
Хотя по существу сборы во внебюджетные фонды являются налогом, мало чем отличающимся от удерживаемого всеми работодателями налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Более того, в течение десяти лет платежи в ПФР, ФСС и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) входили в единый социальный налог и успешно собирались налоговым ведомством. Бухгалтеры, правда, обязаны были перечислять сборы отдельными платежками (по каждому виду сбора), но контролировать деятельность компаний могли только налоговики.
Но с 2010 года функции разделили между фондами. Такая реформа объяснялась страховым характером сборов: в отличие от налогов – безвозмездного и безвозвратного изъятия средств в общий бюджет, – взносы во внебюджетные фонды носят целевой характер. То есть их уплата порождает у работника право на получение пенсии, пособия по временной нетрудоспособности («больничного») и материнству («декретных»). Этими социальными выплатами ведают соответствующие фонды, а потому им делегировали и контроль за сбором средств.
В результате объем отчетности утроился. Сегодня каждый работодатель в течение квартала должен предоставлять аж шесть расчетов – четыре в ПФР и по одному в ФСС и налоговую службу. Причем почти все компании (кроме микропредприятий) обязали подключаться к электронной системе сдачи отчетов, а каждый фонд придумывал свои правила. Так, для подключения к ПФР нужно не только оплатить услуги специального оператора и получить усиленную квалифицированную электронную подпись, но и заключить отдельное соглашение с самим фондом (то есть дважды съездить в его офис). Нельзя использовать электронные средства для представления ежегодной декларации (заявления) в ФСС о видах деятельности – специальная программа предупреждает, что «возможность ее отправки через Интернет не реализована со стороны ФСС». То есть все работодатели вынуждены распечатывать бумажный документ и самостоятельно относить его в офис ФСС либо отправлять заказным письмом. В результате в минувшую пятницу – последний день представления такого заявления – бухгалтера буквально штурмовали почтовые отделения.
Не меньшие неприятности бизнесу доставляет тройной надзор: налоговая, ПФР и ФСС вправе самостоятельно проводить камеральные и выездные проверки, штрафовать за несвоевременное предоставление отчетов или иных документов, получать от банков информацию об операциях клиентов, списывать выявленную задолженность и многое другое.
Один за всех
С инициативой передать функции администрирования всех сборов Федеральной налоговой службе в начале года выступил Президент России Владимир Путин. Подготовленный Правительством России законопроект, 11 апреля поступивший в Госдуму, предусматривает и включение страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС в Налоговый кодекс РФ.
Теперь чиновники Министерства финансов РФ признают, что страховые принципы системы не зависят от администратора взносов: «Передача функций администрирования страховых взносов не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы взносов, поступающие за застрахованное лицо в ПФР, по-прежнему, будут учитываться на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным законодательством», – поясняют в финансовом ведомстве.
Кроме того, создание универсальной системы правового регулирования облегчит работу плательщиков и позволит более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес. «Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок, а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности», – отмечается в пояснительной записке. В Правительстве России убеждены, что благодаря такой оптимизации Россия сможет повысить свою позицию в международном рейтинге Doing Business (докладе Всемирного банка об удобстве ведения бизнеса в разных странах).
По мнению корпоративного юриста «Объединенной консалтинговой группы» Дарьи Розенберг, Федеральная налоговая служба справится с задачей администрирования налогов и сборов гораздо лучше, чем внебюджетные фонды. «Поэтому передачей таких функций государство надеется повысить дисциплину налогоплательщиков. Одновременно для них снижаются и административные барьеры – взаимоотношение только с одним проверяющим органом сэкономит время бухгалтеров. Вместе с тем не исключено, что пристальное внимание налоговиков могут привлечь компании, к которым ранее претензий не было», – предупреждает эксперт.
А вот Евгений Неустроев из адвокатского бюро «S&К Вертикаль» настроен более пессимистично. По его мнению, реформа никак не отразится на бизнесе – изменения носят чисто технический характер. «Реформа продолжает курс Правительства России на сокращение содержания чиновничьего аппарата, взятый еще в эпоху президентства Дмитрия Медведева. Изменения направлены на оптимизацию и быстроту собираемости налоговых и иных обязательных отчислений в бюджет страны. Помнится, как-то Дмитрий Анатольевич обещал создать «электронное правительство», – полагаю, что мы сейчас наблюдаем одну из стадий его формирования», – считает Евгений Неустроев.
Обременительные травмы
Вместе с тем сам законопроект лишь частично реализует поставленную главой государства цель объединения. За ФСС остается администрирование так называемой «травматики» – взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Такие сборы зависят от вида деятельности и его травмоопасности. Ежегодно проводится своего рода андеррайтинг – оценивается риск несчастного случая на том или ином производстве. Пропорционально устанавливаются и тарифы – ставки сборов. Например, к числу самых безопасных относятся издательская, финансовая и туристическая деятельность, оптовая и розничная торговля, телекоммуникации, гостиницы и рестораны, а также органы государственной власти, в том числе суды, полиция, МЧС, охрана тюрем и много другое. Работающие в этих сферах организации платят за «травматику» всего 0,2 процента от фонда оплаты труда. Тогда как владельцы угольных и иных шахт и карьеров должны отчислять в ФСС 8,5 процента. Средневзвешенная ставка – 0,64 процента.
Даже после принятия предложенного закона такие сборы останутся самостоятельными – работодатели должны отдельно регистрироваться в качестве плательщиков, сдавать отчетность и выполнять иные обязанности.
Для справки
По прогнозам Минэкономразвития, в этом году фонд заработной платы в России достигнет почти 20 трлн рублей. ПФР намерен собрать с работодателей почти 4 трлн рублей. Взносы в ФСС оцениваются в 575 млрд рублей, в том числе 103,5 – сборы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.