Политическая ситуация вокруг Крыма в последние годы с новой силой обострила дискуссии по вопросу депортации крымских татар в 1944 году. К сожалению, спорящие стороны обычно используют риторику радикальных позиций, требуя либо признания депортации геноцидом, либо вовсе отрицая ее как факт. Практически игнорируется контекст правового и юридического обоснования депортации, полностью отсутствует сопоставление с аналогичными процессами, происходившими в то время в Европе и мире.
В память о трагической дате 77-летия начала Второй Мировой войны РАПСИ подготовило собственное журналистско-правовое расследование: насколько обоснованно, в т.ч. с юридической точки зрения, было принятое советскими властями решение о переселении крымских татар. А также сравним его реализацию с подобными прецедентами в западных странах, проанализировав, какие последствия для страны и, в первую очередь, самих татар могло бы иметь альтернативное решение.
В первом материале мы рассмотрим правовую сторону принятия решений о депортации. Затем – сопоставим масштабы нарушения прав человека во время переселения в Советском Союзе и Европе. Отдельная статья будет посвящена юридической стороне вопроса конфискаций и возможности выплаты компенсаций сегодня за понесенные во время выселения убытки населения. Детально распишем малоизвестную в России тему послевоенных концлагерей.
А завершим этот цикл важнейшим материалом, в котором попробуем разобраться, можно ли было избежать всех этих ужасов после окончания войны. Какова роль независимой судебной системы и международного права в эпидемии этих массовых жестокостей, ратифицированных государственными властями. И стоит ли считать депортацию преступлением, либо же, наоборот, спасением переселенных народов.
Следите за обновлениями на сайте РАПСИ.
Обоснование депортации
Депортация крымских татар – это общепризнанный на сегодняшний день термин для выселения крымскотатарского населения Крымской АССР в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана, а также в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР. Переселение было проведено Народным комиссариатом внутренних дел СССР 19-20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны.
Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших во время нацистской оккупации на стороне Германии. Обоснование депортации было подготовлено в отдельной докладной записке Лаврентия Берия. Она опиралась на следующие тезисы: дезертирство 20 тысяч крымских татар из Красной Армии, организация «комитетами крымских татар» принудительной депортации из Крыма около 50 тысяч советских граждан на работы в Германию. Также высказывались опасения в области национальной безопасности СССР из-за нахождения враждебного, по мнению Берии, населения в «пограничном районе».
Среди европейских историков сложился консенсус, что, на самом деле, Правительство СССР готовилось к возможной войне с Турцией. Со времен Османской Империи половина крымских татар проживала Турции, и эти родственные связи вражеское государство могло использовать для организации силами крымских татар вооруженного мятежа. Таким образом, выселение могло бы стать превентивной мерой, направленной в интересах государственной безопасности.
Однако эти подозрения имеют меньшее отношение к закону, чем прямые обвинения в коллаборационизме. После того как в январе 1942 года Гитлер издал приказ о формировании крымско-татарских частей СС, по словам руководителя крымского партизанского движения писателя Георгия Северского, «часть добровольцев – 10 тысяч бойцов – зачислили в вермахт, еще 5 тысяч приняли в так называемый резерв для пополнения сформированных боевых частей. Кроме того, старосты деревень собрали еще 4 тысячи человек в «отряды по борьбе с партизанами» (коих среди крымских татар было от 391 до 598 человек). Для сравнения: в Красную армию ушли служить около 10 тысяч крымских татар, но большинство из них дезертировали из 51-й армии ещё при отступлении из Крыма».
В постановлении Государственного комитета обороны особо отмечено, что во время подготовки к выселению крымских татар было изъято «минометов — 49, пулеметов — 622, автоматов — 724, винтовок — 9888, патронов — 326887». Наличие такого объема оружия у мирного населения является вполне законным поводом для предъявления обвинений.
Отметим, что Правительству СССР к тому моменту не был еще известен подлинный масштаб преступлений коллаборационистов в Крыму. В частности, почти 72 тысячи человек были казнены с участием "Шумы" из крымских татар.
Закон для депортации
Таким образом, вполне обоснованным выглядит применение в качестве правового основания депортации статьи 193 Уголовного кодекса РСФСР. Она подразумевала расстрел лиц дезертировавших из воинских частей, а также таких санкций против их семей как конфискация имущества и ссылка. Заметим, что о расстреле крымских татар историкам ничего не известно, хотя статья 193 УК РСФСР давала основания для массовых казней. Надо заметить, что указанная статья не делала принципиальной разницы между участием в вооруженных формированиях и, например, работе в оккупационных администрациях в любой должности.
По данным современных историков, оценка масштабов дезертирства Берией была даже преуменьшена. Анализ мобилизационных документов показал, что около 80% мужчин призывного возраста из числа крымских татар дезертировали из Красной Армии. В монографии ведущего специалиста по истории крымского коллаборационизма профессора Олега Романько говорится, что до 35379 крымских татар было вовлечено в сотрудничество с нацистами в той или иной форме. Законным основанием для депортации крымских татар стало Постановление Государственного Комитета Обороны СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944, подписанное Иосифом Сталиным.
На тот момент в советском и международном праве не было никаких правовых норм, признающих такое переселение незаконным. Преступлением против человечества депортацию назвал только международный военный трибунал в Нюрнберге в августе 1945 года. Однако, прошедшая в то же время Потсдамская конференция, на которой произошла встреча лидеров СССР, США и Великобритании, на деле узаконила депортацию (в частности, после нее началось массовое выселение немцев из Чехословакии, Польши и других стран).
Международное право под депортацию
Фактически юридическое обоснование для придания депортации силы международной правовой нормы было принято при непосредственном участии Советского Союза. Ратифицировав совместно с США и другими странами-победительницами этот закон в отношении жителей европейских государств с немецким происхождением, СССР, тем самым, обосновал депортацию крымских татар статусом международно-признанного документа.
Начало этому законотворческому, по сути, процессу было дано еще в 1941 году. Уже тогда чешское правительство в изгнании впервые сформулировало в Лондоне планы массовой депортации этнических немцев после окончания войны. Хуберт Рипка, ближайший советник президента Чехословакии Эдварда Бенеша, в том же году сформулировал принцип «организованного переселения народов».
Бенеш развил его в 1942 году в концепцию «перемещения населения», которое должно будет помочь упорядочить послевоенную Европу (риторика об упорядочении демографического состава по национальному признаку тогда была общепризнанной нормой – какие последствия отказ от этой стратегии возымели для тех, кто выбрал иной путь можно проследить, например, изучив послевоенную историю Косово). Тогда же чешское правительство в изгнании начало переговоры по этому вопросу с представителями советского руководства.
Во время поездки в США в июне 1943 года Бенеш смог убедить советское и американское руководство поддержать планы депортации немцев. Первый рабочий вариант проекта был представлен правительством Бенеша союзным державам уже в ноябре 1944 года. Согласно меморандуму Бенеша, депортация должна осуществляться во всех районах, где население не титульной нации (в данном случае, немцев) составляет больше трети. И продолжаться до тех пор, пока оно не опустится ниже этой границы. В принципе, этот же критерий вполне можно было применить и к ситуации с численностью татарского населения в Крыму в то время.
Президент Чехословакии Эдвард Бенеш 2 августа 1945 года подписал декрет, лишавший чехословацкого гражданства большинство лиц немецкой и венгерской национальности, постоянно проживавших на территории Чехословацкой республики. Фактически это условие относилось к подавляющему большинству немцев и венгров Чехословакии. Декрет не учитывал того, что при разделе чехословацкой территории после Мюнхенского соглашения 1938 года смена гражданства практически всегда была автоматической.
Декреты Бенеша получили поддержку союзных держав в июне-октябре 1945 года. Немцы, испокон веков проживавшие на территории Чехословакии, лишились гражданства, а их имущество конфисковывалось. В отношении тех, кто остался жить на прежнем месте, начала проводиться политика словакизации. Надо заметить, что участие этих немцев в войне против государства, в котором они проживали, имело не большие масштабы, чем участие крымских татар.
Таким образом, по большому счету, если следовать исключительно прецедентно-правовой логике, у советского руководства не было иного выбора, как последовательно реализовывать на своей территории международный правовой акт, созданный и принятый при непосредственном участии СССР.