Забота о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не ограничивается помещением несовершеннолетних в социальные организации. Выпускникам учреждений для сирот требуется помощь в адаптации ко взрослой жизни, для чего существует система постинтернатного сопровождения.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова проанализировала систему постинтернатного сопровождения и пришла к выводу о необходимости улучшить ее работу. Детский омбудсмен разработала «дорожную карту», которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного сопровождения по многим параметрам. Инициативы Кузнецовой будут доработаны с учетом предложений экспертов, позже «дорожную карту» оценят ведомства, которым предстоит воплощать в жизнь идеи детского омбудсмена.

РАПСИ представляет обзор предложений, разработанных уполномоченным.

Нужен системный подход

Постинтернат – это комплекс услуг, с помощью которых специалисты помогают детям-сиротам адаптироваться к самостоятельной жизни вне стен учреждения. Выпускникам помогают заполнить квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, оформить квартиру в собственность, оказывают содействие при трудоустройстве, по необходимости выдают одежду.

По состоянию на сентябрь 2017 года в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, состоят на учете 52 174 ребенка. В будущем для многих из них будет важно получить действенную помощь в рамках системы постинтернатного сопровождения. Общее количество несовершеннолетних, находящихся в учреждениях для сирот и оставшихся без попечения родителей детей снижается благодаря усилиям государства. Тем не менее, по данным Правительства, в 2016 году 30 979 выпускников социальных учреждений обратились за услугами и получили помощь по адаптации к самостоятельной жизни.

Детский омбудсмен проанализировала практику постинтернатного сопровождения и соответствующую нормативную базу. Главный вывод, к которому пришла уполномоченный, звучит следующим образом: на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование постинтернатного сопровождения, в результате чего на местах отсутствует системная работа с выпускниками социальных учреждений.

«Проведённая работа показала, что на сегодня отсутствует единый подход к постинтернатному сопровождению. Представленная «дорожная карта» направлена на то, чтобы систематизировать весь комплекс мер, способных эффективно адаптировать к повседневной жизни выпускников учреждений для детей-сирот», – заявила Кузнецова. Существующие законы о предоставлении «дополнительных» и «отдельных» льгот или прав для данной категории граждан не отменяют того обстоятельства, что регулирование данной сферы в целом носит фрагментарный характер, добавила уполномоченный.

Разработанная детским омбудсменом «дорожная карта» направлена на то, чтобы на основе законодательства была сформирована определенная модель действий в интересах выпускников интернатов. Не менее важно, чтобы все организации, оказывающие услуги в рамках постинтернатного сопровождения, действовали слаженно.

Задачи для центра и регионов

Базой для совершенствования системы постинтернатного сопровождения станут изменения в федеральное законодательство. Во-первых, Кузнецова предлагает дополнить перечень мер по поддержке выпускников, установленный Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», правом на социальное обслуживание, включающее целый комплекс услуг.

Во-вторых, реализация «дорожной карты» предполагает изменение критериев, по которым граждан признают нуждающимися в социальном обслуживании. Предлагается считать таковыми всех, кто не достиг возраста двадцати трех лет и завершил пребывание в организации для детей-сирот. Соответствующие поправки необходимо внести в федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В-третьих, Правительством РФ должно быть принято постановление, в котором будут закреплены все направления деятельности по адаптации выпускников учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая подготовку к самостоятельной жизни во время нахождения в организации и дальнейшее постинтернатное сопровождение.

Как считает детский омбудсмен, субъекты РФ играют ключевую роль в системе развития постинтернатного сопровождения, однако на федеральном уровне отсутствует единая нормативно-правовая база, а кроме-того разнятся социально-экономические возможности самих регионов. В результате объем помощи, на которую вправе рассчитывать выпускники социальных учреждениий, может сильно отличаться в зависимости от региона. Кузнецова предлагает создать рабочую модель, которую можно применить в любом регионе страны, с учётом местной специфики.

Выработке единого подхода к деятельности системы постинтернтатного сопровождения в субъектах РФ призваны поспособствовать следующие мероприятия в рамках «дорожной карты». Усовершенствование и дополнение имеющихся рекомендаций Минобрнауки России по постинтернатному сопровождению, с учетом наработанной практики регионов. Разработка регламента межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускников сиротских организаций, в рамках которой предстоит конкретизировать, какие органы власти будут оказывать поддержку, а также определить порядок и сроки обмена информацией. Создание единого банка данных о выпускниках организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие рекомендуемой формы индивидуальной программы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Реализация последнего мероприятия позволит определить список услуг, на который сможет рассчитывать выпускник: получение профессионального образования, трудоустройство, медицинская помощь, обеспечение жильем и другая помощь. Как подчеркивает уполномоченный, индивидуальные программы должны учитывать особенности сопровождения отдельных категорий выпускников, к которым относятся инвалиды, одинокие родители и граждане, отбывшие наказание в местах лишения свободы.

По мнению детского омбудсмена особенно важно, чтобы сироты и оставшиеся без попечения родителей детей смогли реализовать ряд важнейших прав и получить дополнительные гарантии. Речь идет о правах на бесплатную юридическую помощь, на труд и защиту от безработицы, на образование, на жилье, а также о мерах по социальной защите молодых инвалидов.

Будущее постинтерната

Разработанная Кузнецовой «дорожная карта» содержит 22 пункта, реализация которых должна существенно изменить облик системы постинтернатного сопровождения. Предложения детского омбудсмена направлены на формирование единых подходов к работе с выпускниками социальных учреждений и координацию деятельности всех организаций в данной сфере. Вместе с тем обновленная система постинетрната должна учитывать индивидуальные особенности разных категорий граждан, нуждающихся в поддержке. Дорожной картой по совершенствованию постинтернатной помощи предусмотрено включение дополнительных статистических показателей. Обладая конкретными цифрами по количеству призывников, преступников, инвалидов или случаев суицида можно выявлять тенденции и разрабатывать способы их преодоления.

План мероприятий предполагает, что система будет совершенствоваться за счет активного использования информационных технологий. Это актуально как для налаживания межведомственного воздействия, так и для информирования самих выпускников об их правах и наличии у них тех или иных гарантий. Еще один важный пункт «дорожной карты» – механизмы привлечения наставников для работы с молодыми людьми, покинувшими социальные учреждения.