Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно вести агитацию. Ведь все же знают, что сейчас идут выборы. А какие же выборы без агитации, и уж тем более без незаконной.
Если кто думает, что агитация — это только громкие лозунги, типа «голосуй за меня, а не то…», то он немного ошибается. Безусловно, такие прямые призывы — это конечно же агитация. Но законодательство, кроме этого относит к предвыборной агитации еще много других действий.
Например, «Выражение предпочтения какому-либо кандидату», или «Описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата» (цитируется по тесту закона), то есть совершенно не нужно прямо призывать, а можно всего лишь намекнуть о том, что может быть.
Еще один способ определения агитации позволяет фактически продвигать нужных кандидатов: «Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей». То есть, допускается абсолютно полная свобода говорить о работе кандидата, его служебных успехах и личных достижениях. И это все не будет считаться предвыборной агитацией. Собственно, данным положением и пользуются все СМИ, когда есть необходимость промотировать нужного или нужных кандидатов.
Следующее определение агитации, содержащееся в законе, это — «Деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату». Вот в случае необходимости под такую формулировку можно подвести практически любую заметку про вашего мальчика. А как говорит один мой старый знакомый «хороша любая заметка, кроме некролога».
Именно здесь и кроются основные причины баталии на тему будет это агитацией или всего лишь информированием.
Но на этом мы закончим с теорией и перейдем к практике. Именно с практической целью Центральная избирательная комиссия создала Рабочую группу по информационным спорам, как раз для того, чтобы искать и находить в нужных случаях эту тонкую грань между информированием избирателей и предвыборной агитацией. И, как это обычно бывает в ходе выборов, одни кандидаты пожаловались на других, что якобы в информационных выпусках телеканалы уж слишком сильно агитируют за одного кандидата. Назовем его в стиле Гоголя – просто приятным кандидатом. Среди заявителей, утверждавших о незаконной агитации, был один кандидат, даже как бы так правильней сказать, чтобы не прослыть неполиткорректным сексистом, была, а лучше скажем опять в гоголевском стиле, был кандидат приятный во всех отношениях.
Так вот Рабочая группа все заявления рассмотрела, а потом и вся Центральная избирательная комиссия на своем заседании постановила – вы думаете запретить – совсем нет – Рекомендовать всем СМИ полноценно освещать избирательную кампанию и обратить внимание телекомпаний на недопустимость распространения информации, имеющей признаки предвыборной агитации, вне агитационного периода.
И вот буквально спустя два дня после принятия этого постановления тот самый кандидат, приятный во всех отношениях, появляется в часовом эфире самого центрального телеканала в самой популярной и уважаемой телепрограмме. Причем это интервью нельзя назвать ни «информированием» телезрителей, ни освещением «профессиональной» деятельности, поскольку кроме как о выборах, сборе подписей, программе кандидата и его общественно-политических взглядах никакие иные вопросы даже не обсуждаются. Помимо всего прочего, это создает положительное отношение к кандидату, что само по себе является признаком агитации. Ну и самое главное телеканал транслирует эту передачу в тот момент, когда агитация в средствах массовой информации запрещена. По закону такая агитация в СМИ разрешена лишь за 28 дней до даты голосования, то есть с 17 февраля…
Конечно же можно заявлять, что никакой агитационной цели у этой программы не было, и как бы даже прямых призывов голосовать там тоже не было (ну если не считать патетических вздохов о том, что мне важны эти выборы и важна поддержка), но даже и без вот этих прямых и недвусмысленных намеков, всем кто знает реальное определение агитации должно быть понятно, что ничего другого кроме предвыборного продвижения у этой программы не было.
То есть жаловаться на СМИ за незаконную агитацию других кандидатов и самому пойти в эфир с явным нарушением правил, совершенно прекрасно уживается в одном человеке.
Вот возникает вопрос – жаловаться на нарушения других и потом самостоятельно нарушить похлеще это у наших сограждан в крови или этому надо долго учиться?! Хотя, как вы знаете, риторические вопросы не требуют ответа…
Александр Глушенков, адвокат