Первый в России отдел записей браков и рождений открывается в Петрограде во исполнение декрета о свободе совести, которым церковь отделяется от государства. Буржуазная печать, привыкшая критиковать решения большевиков, встречает новшество с воодушевлением: возможность заключать и расторгать семейный союз без участия церкви будет способствовать и увеличению числа браков, и сокращению числа внебрачных детей, и даже поможет в борьбе с проституцией.
Позитивные сдвиги намечены и в судебной системе: адвокатура решила прекратить саботаж революционного трибунала и правозащитники все же будут участвовать в судебных разбирательствах. Подсудимым представят списки из адвокатов, записавшихся в специальную коллегию, из которых можно будет выбрать защитника. Если же у обвиняемого не будет средств на оплату труда адвокатов, то коллегия сама выберет, кто из защитников возьмётся за дело. Первопроходцем в новой коллегии стал один из старейших представителей адвокатуры присяжный поверенный Н.А.Оппель.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 16 февраля 1918 года.
Свобода совести
Первый в России отдел записей браков, рождения и смертей.
Есть реформы, как введение нового календаря, или как отделение церкви от государства, которые не могут не вызвать чувства глубокого удовлетворения, независимо от того, кто эту реформу провел в жизнь.
Свобода совести, которую будто-бы еще собирался объявить и Николай II, никогда не была бы свободой, если б не произошло отделение от государства церкви.
А.В.Луначарский и Н.А.Шпицберг, в целом ряде популярных лекций подготовили общество в последние месяцы к великой реформе, не на бумаге, а на деле, провозгласившей свободу совести.
Нет больше брачных цепей, которые приковывали людей к каторжной тачке церковных фарисеев.
Узы Гименея станут союзом дорогих и близких друг другу людей.
Не будет незаконнорожденных детей, ибо законный брак никого не будет пугать своею обреченностью.
Сколько разбитых жизней восстановится, ослабится и мировое зло – проституция.
Поэтому мы приветствуем открывшийся несколько дней тому назад в Петрограде, при Литейной Районной Управе, Отдел Записей Браков и Рождений, действующий согласно Декретам Совета Народных Комиссаров о разводе, о гражданском браке, о детях, о гражданской метрикации и свободе совести.
Открытие этого отдела всецело связано с энергией лектора, присяжного поверенного Шпицберга, внесшего много труда по изданию этих декретов.
Отдел, о котором идет речь, помещается в д.15, по Надеждинской улице.
Брачующиеся подают здесь по особой, выработанной Отделом форме, заявление о желании по доброй воле вступить в брак и дают подписку о возрасте, об отсутствии предусмотренных декретом степеней родства и о состоянии в нерасторженном браке.
Одновременно, они заявляют, какую фамилию хотят носить по заключении брачного договора.
Заведующий Отделом при отсутствии формальных препятствий, делает тут же постановление:
«Событие брака супругов занести в книгу Записей Браков» и выдает временное свидетельство.
Государственная метрика супругам будет выдаваться по напечатании таковых по указанной форме.
Никаких свидетельских показаний в подтверждение факта развода, заведующий Отделом не допускает.
В этом же отделе происходит выдача метрик о рождениях детей, а равно и придача отчеств и фамилии внебрачным детям, по заявлению их фактических родителей и допросу свидетелей в подтверждение рождений, если таковые не подтверждаются прежними метриками.
В выдаваемых актах уже согласно Декретам о свободе совести, не делается никаких указаний о принадлежности или непринадлежности к тому или иному вероисповеданию, культу или на состояние вневероисповедное.
Православное духовенство пока не признает решений Народных Судов о расторжении браков, но это никого не останавливает и никто из разведенных по решению Народных Судов, вступивших в последующий брак, не считает себя двоеженцем.
Исключительно корректным оказалось лютеранское духовенство, отказывающееся совершить церковное таинство бракосочетания, до представления доказательств о совершении гражданской записи.
Новая совершенно нейтральная в политическом отношении реформа, возбуждает живейший интерес в городе.
«Сам декрет – как говорится в этом оповещении – издан во имя величайшего принципа революции – отделения от государства церкви, как распространителя суеверий и классового врага истинного социального строя».
В Совете Рабочих и Солдатских Депутатов первого района, скоро будет обсуждаться вопрос об отобрании от духовенства всех метрических книг для записей о крещении, бракосочетании и смерти.
С момента опубликования декрета о свободе совести, все акты гражданского состояния, учиненные в обход вышеуказанного порядка, не имеют юридической силы.
(Новая Петроградская газета)
Судебная хроника
Коллегия правозащитников. При комиссариате юстиции и при Революционном трибунале образовывается специальная коллегия правозащитников.
Коллегия эта, в виду решения присяжных поверенных прекратить саботаж, в большинстве будет состоять из представителей адвокатуры.
Вчера в эту коллегию записался уже один из старейших представителей адвокатуры присяжный поверенный Н.А.Оппель.
Подсудимым, нуждающимся в защите, судебные установления будут вручать списки правозащитников, из числа коих обвиняемые будут избирать представителей защиты.
Бесплатных правозащитников коллегия будет избирать по собственному почину, по указанию суда.
Гражданские, уголовные и политические суды. В настоящее время судебные установления закончились уже формированием.
Народный суд заменит собой бывшие камеры мировых судей. Народным судам подсудны общеуголовные дела и гражданские иски до 10 тысяч.
Гражданские иски свыше 10 тысяч до 300 тысяч руб. подсудны главному народному суду, заседающему в здании бывшего съезда мировых судей.
Для крупных уголовных дел будут открыты районные окружные суды, в которых состав судей будет, по всей вероятности, такой же, как и в революционном трибунале.
Революционный трибунал будет ведать делами политического характера. Кроме того, в Революционном трибунале на днях откроются судебные заседания по делам спекулянтов.
Дела печати будут сосредоточены во вновь открытом трибунале по делам печати.
Бракоразводные процессы будут, по всей видимости, закреплены и оставлены за народными судами.
(Новая Петроградская газета)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены