Троцкий объявляет о выходе Российской республики из Первой мировой войны, при этом, по его словам, мирный договор с Германией и Австро-Венгрией подписан не будет, так как страны предложили советскому правительству «условия, противоречащие интересам всех народов». 

Советская власть теперь увидела, что Первая мировая война – не оборонительная, а борьба за раздел влияния в мире, отмечает Троцкий. Российская республика в такой «чисто империалистической» конфронтации участвовать не намерена и объявляет о демобилизации своих армий. Россия ждет, что другие страны последуют ее примеру, так же, как и рабочий класс во всем мире в ближайшее время возьмет власть в свои руки.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 30 января 1918 года.  


Муниципализация домов

По этому вопросу принимается резолюция, предложенная городским головой Калининым.

«Городская управа должна принять самые решительные меры по взысканию оценочного сбора с домов. Районные советы обязаны оказать городской управе самое категорическое содействие в этом деле. Во всех тех случаях, когда домовладельцы не платят этих денег, в означенный срок, соответствующие дома должны быть немедленно конфискованы городской управой. Управе предоставляется право взыскивать оценочный сбор из другого имущества, бывшего домовладельца в тех случаях, когда она найдет это возможным».

(Новая Петроградская газета)

«Мы выходим из войны». Речь Троцкого

Брест-Литовск, 29 января. В заседании 10 февраля (по европейскому стилю) Троцким было оглашено нижеследующее заявление.

«Задачей подкомиссии, как мы ее понимали, является ответ на вопрос, в какой мере та новая граница, которую предлагает противная сторона, способна хотя-бы в минимальной степени обеспечить право на самоопределение русского народа. Мы выслушали сообщения наших представителей в этой подкомиссии и мы думаем, что после продолжительных прений и рассмотрения вопроса со всех необходимых точек зрения, наступил час решения. Народы ждут с нетерпением результатов мирных переговоров в Брест-Литовске. Народы спрашивают себя: будет ли иметь конец это беспримерное самоистребление человечества, вызванное своекорыстием и властолюбием правящих классов всех стран? Война давно перестала быть для обоих лагерей, если, вообще, была, оборонительной войной.

Когда Великобритания завладевает африканскими колониями – Багдадом и Иерусалимом, то это не оборонительная война, и когда Германия оккупирует Бельгию, Сербию, Польшу, Литву, Румынию и захватывает Моонзундские острова, то это – не оборонительная война. Это борьба за раздел мира; теперь это яснее, чем когда бы то ни было.

И в этой чисто империалистической войне, где притязания имущих классов явно и открыто оплачиваются человеческой кровью, - мы не хотим более принимать участия. Мы с одинаковой непримиримостью относимся к империализму обоих лагерей, и мы не согласимся проливать дальше кровь наших солдат в защиту интересов одного лагеря против другого.

В ожидании того - мы надеемся – близкого часа, когда угнетенные трудящиеся классы всех стран возьмут в свои руки власть, как это сделал рабочий народ в России, мы выводим нашу армию и наш народ из войны.

Наш солдат-пахарь должен вернуться на пашню, чтобы уже этой весной мирно обрабатывать землю, которую революция из рук помещика передала в руки крестьянина.

Наш солдат-рабочий должен вернуться в мастерскую, чтобы производить там не орудия разрушения, а орудия созидания и совместно с пахарем строить новое социалистическое хозяйство.

Мы выходим из войны. Мы извещаем об этом все народы и их правительства. Мы отдаем приказ о полной демобилизации всех армий, противостоящих ныне войскам Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. Мы ждем и твердо верим, что другие народы последуют нашему примеру. В то же время мы заявляем, что условия, предложенные нам правительствами Германии и Австро-Венгрии, в корне противоречат интересам всех народов. Эти условия отвергаются трудящимися массами всех стран, в том числе и Австро-Венгрии и Германии. Народы Польши, Украины, Литвы, Курляндии и Эстляндии считают эти условия насилием над своей волей. По отношению к русскому народу эти условия означают постоянную угрозу. Народные массы всего мира, руководимые политическим сознанием или нравственным инстинктом, отвергают эти условия.

В ожидании того дня, когда трудящиеся всех стран установят свои нормы мирного сожительства и дружеского сотрудничества народов, мы отказываемся санкционировать те условия, которые германский и австро-венгерский империализм мечом пишет на теле живых народов.

Мы не можем поставить подписи русской революции под условиями, которые несут с собой гнет, горе и ожесточение миллионам человеческих существ.

Правительства Германии и Австро-Венгрии хотят владеть землями и народами по праву военного захвата. Пусть они творят свое дело открыто.

Мы не можем освящать насилия. Мы выходим из войны, но вынуждены отказаться от подписания мирного договора».

(Новая Петроградская газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены