Бывшего императора Николая II и членов его семьи переводят из Тобольска в Екатеринбург, меры объясняются соображениями безопасности: якобы в Тобольске Романовых плохо охраняют и есть информация о подготовке их побега.

Тем временем коллегия по охране памятников искусства озабочена судьбой бывших дворцов, которые приспосабливают под жилые помещения, либо нужды различных учреждений - приютов, диспансеров и т.п. В частности, Бенуа просит Луначарского о скорейшем принятии декрета по переводу дворцов в музеи, что поможет сохранить памятники культуры.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 4 мая 1918 года*.


Декрет о дарении

Советом народных комиссаров принят и вносится на утверждение ц.и.к. декрет о дарениях. Согласно этому декрету, дарение и всякое иное безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше 10.000 рублей признается недействительным.

Пожертвования допускаются без ограничения суммы, но пожертвования, превышающие 10.000 руб., допускаются не иначе, как с разрешения совета народных комиссаров.

Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление имущества на сумму от 1.000 до 10.000 рублей должно быть облечено в форму нотариального или судебного акта. Дарение на случай смерти признается недействительным. Страхование на случай смерти допускается, и после вступления в силу настоящего декрета, в народных сберегательных кассах без ограничения суммы в пределах, допускаемых их уставом.

Относительно страхования на случай смерти в частных страховых обществах и других учреждениях, кроме народных сберегательных касс, будет издано особое постановление. Всякие сделки, направленные в обход постановлений настоящего декрета и под видом возмездных сделок прикрывающие акты признаются недействительными, и участники подобных сделок подвергаются наказанию, установленному за растрату государственного имущества.

Перевод Николая II в Екатеринбург

Президиум центрального исполнительного комитета сообщает:

«В ноябре и декабре прошлого года в президиуме ц.и.к. ставился вопрос о бывшем царе. Вопрос этот был отсрочен, в виду целого ряда событий. Месяц тому назад, в президиум ц.и.к. явился делегат от охраны бывшего царя и сообщил, что с охраной далеко не все благополучно, часть охраны разбежалась, делались попытки подкупа окрестных крестьян.

По всем сообщениям, доходившим из Тобольска, не могло быть уверенности, что Николай Романов не получит возможности скрыться оттуда. Были получены различные сообщения, что некоторые подготовительные шаги в этом направлении отдельными группами монархистов затеваются.

Исходя из всех указанных сообщений, президиум всероссийского ц.и.к. советов сделал распоряжение о переводе бывшего царя Николая Романова в более надежный пункт, что и было исполнено. В настоящее время Николай Романов с женой и одной из дочерей находится в Екатеринбурге, Пермской губ., надзор за ним поручен областному совдепу Урала».

Переименование площадей и улиц

Немецкая улица переименовывается в улицу Николая Баумана. Большая Пресня – в Красную Пресню. Нижне-Прудовая улица – в улицу Дружинников. Горбатый мост переименовывается в мост 1905 года. Воскресенская площадь – в площадь Революции.

(Заря России)

Художественная хроника

2 мая депутация коллегии по делам музеев и по охране памятников искусства в составе Алекс. Н. Бенуа, К. К. Романова и Г. К. Лукомского посетила А.В.Луначарского с целью возбудить ходатайство о принятии мер к охране Большого и Александровского дворцов в Царском Селе, которые предполагается приспособить под жилые помещения и приют. Представители музейной коллегии указали, что дворцы, как народное достояние, должны оставаться в неприкосновенном виде.

А.В.Луначарский ответил, что в принципе вполне сочувствует идее устройства детей рабочих в дворцах царей и их слуг, но обещал принять меры к удовлетворению ходатайства.

Депутация, далее, предложила А.В.Луначарскому поспешить изданием декрета о превращении дворцов в народные музеи, что будет способствовать охране дворцов от всяких на них посягательств. При этом депутация вручила комиссару проект декрета. В заключение депутация обратила внимание Луначарского на недопустимость приспособления Мраморного дворца для психоневрологического института, о чем ходатайствует проф. М.В.Бехтерев.

1 мая в Костроме

На городскую площадь меньшевики явились со знаменами, на которых красовалась надпись: «Вся власть второму Учредительному Собранию». Большевики стали отнимать знамена. Произошла паника. Публика, в том числе и красная армия, бросилась бежать. Пострадали две женщины. Вечерние митинги пустовали.

(День)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены