Легендарный крейсер «Варяг», подтопленный в ходе Русско-японской войны 1904 года, но обретший вторую жизнь с помощью японцев, на этот раз окончательно погиб у берегов Ирландского моря с английской командой на борту. Пресса вспоминает необычную и немного романтичную судьбу прославленного судна.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 9 июня 1918 года*.
Гибель «Варяга»
Снова, как четырнадцать лет тому назад, приходится писать эти строки. По полученным сведениям, 5-го июня 1918 года утром в Ирландском море, между Ливерпулем и Глазго потоплен миной русский крейсер «Варяг» с английской командой. Он погиб, и на этот раз навсегда. Интересна, почти романтична, участь «Варяга».
Заложенный в мае 1898 года на верфи Крампа в Филадельфии, он по окончании в 1901 году постройки вступил в состав русской тихоокеанской эскадры. Четырехтрубный красавец крейсер со своим 24 узловым ходом мог считаться одним из лучших крейсеров Дальнего Востока. Начало войны с Японией застало «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» в Чемульпо в Корее, где он был 26 января 1904 года заперт японским отрядом адмирала Уриу в составе 6 крейсеров.
И вот ему осталось одно — сражаться. И сражаться не для того, чтобы победить — на это, ввиду громадного численного и качественного превосходства японских судов, не было никакой надежды, а для того, чтобы показать всему миру, что русских можно было уничтожить, но заставить их сдаться нельзя.
И командир «Варяга», капитан 1-го ранга Руднев, дал этот бой. Дал, имея всего 15 орудий среднего калибра на своих судах против 58 японских. Прорваться не удалось и пылающий крейсер вернулся на рейд Чемульпо, где был взорван и затоплен своим экипажем.
Но этот безнадежный бой, вызвавший слезы на глазах присутствующих при нем иностранных моряков, не пропал даром. По всем городам России заунывная песня о геройской гибели «Варяга» долго будила в нас любовь к отечеству, будила нашу национальную гордость.
Японцы, заняв Корею, начали делать попытки поднять крейсер. Неглубокий рейд Чемульпо, особенно на время отлива, когда борт лежавшего на боку «Варяга» обнажался из воды, очень благоприятствовал их работе. Но долго не удавалась она. «Варяг» не хотел возрождаться. И надо было всю энергию японцев, чтобы в августе 1905 года, когда судьба войны на море была уже решена бесповоротно, крейсер всплыл. Он был отремонтирован и получил новое имя – «Soya», вступив в состав японского флота.
Но вот прошло 10 лет. Россия начала другую войну. Японцы стали нашими союзниками, и «Варяг» был уступлен японским правительством — русскому, и, получив старое имя, начал тяжелое плавание с Востока в Средиземное море и далее к берегам Англии, где застала его революция. Далее судьба его для нас теряется, и вот лишь теперь мы читаем о его гибели в Ирландском море. Гибель с чужой командой и, вероятно, под чужим флагом.
Но настанет время, когда вновь у нас всех пробудит любовь к «своему» русскому. Тогда вновь станет понятна для ума, вновь будет волновать сердце геройская гибель корабля, который некогда предпочел ее позорной сдаче.
И вновь, как давно, давно раньше, в переулках и на дворах городов России шарманки начнут наигрывать тоскливый мотив «Варяга», а в глазах бесхитростных слушателей будут навертываться слезы при мысли о безвременной гибели, и сердце будет наполнять гордость о геройском подвиге «Варяга».
(Заря России)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены