Пресса утверждает, что когда Феликс Дзержинский находился на каторге, он имел связи с администрацией тюрьмы и имел ряд привилегий: ему давали свидания с родственниками вне очереди, выписывали кофе, какао и другие деликатесы. Такое поведение недопустимо для искреннего революционера, отмечает печать. Более того, пресса утверждает, что подобные «льготы» получали только доносчики и провокаторы. Дзержинский в связи с публикацией заявил ходатайство о возбуждении дела о клевете. Глава Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией отмечает, что подобные статьи имеют целью очернить работу ВЧК.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 6 июня 1918 года*.


Общий устав поволжского комиссариата по делам национальностей

1) Комиссариат является идейным центром социалистической работы среди немецкого трудового населения.

2) Комиссариат следит за проведением в жизнь декретов и распоряжений советской власти.

3) Комиссариат содействует объединению трудовых масс немцев колонистов в уездные советы, принимая в соображение условия языка, нравы и обычаи, при чем это объединение совершается в согласии с местными губернскими советами и при наличии высказанных пожеланий к такому объединению со стороны немецких советов.

4) Постановления губернских и уездных советов, затрагивающие интересы трудового населения немецких колоний, приводятся в исполнение лишь с ведома и по соглашению с поволжским комиссариатом по делам немцев.

Народный комиссар по делам национальностей Сталин.

(Заря России)

К новому переводу Романова

Как передают, в Москву будет переведен Николай Романов с семьей. Причина — Екатеринбург не является достаточно надежным городом, особенно в связи с чехословацким восстанием и восстанием уральских казаков.

(Новая Петроградская газета)

Ходатайство тов. Ф. Дзержинского

Председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией тов. Ф. Дзержинский отправил в Центральный Комитет Российской Коммунистической партии и во Всероссийский Ц. И. К. письмо следующего содержания: «В № 62 газеты» «Анархия» от 18 мая 1918 года появилась статья под заглавием: «Будем готовы», в которой автор, между прочим, пишет обо мне.

«Он — каторжник, отбывал каторгу в Александровском централе».

Но… можно быть на каторге и пользоваться большими недопустимыми для искреннего революционера, привилегиями; это было и с Дзержинским. Он находился на особом счету у администрации. Фактически он содержался на положении «скрывающегося» и обретался больше всего в одиночке. «Скрывающиеся» на тюремном языке — это доносчики и провокаторы, которые нетерпимы в общих камерах. Примечание Ф. Д. Он при проверке заключенных ходит сбоку начальства и записывает просьбы и заявления арестантов и позволял иногда подавать свои реплики отрицательного свойства в то время, когда начальство удовлетворяло их. И за эту «законность» имел свидание с родственниками вне очереди, выписывал кофе, какао и другие деликатесы. Арестанты ненавидели его, и если его встретили, — то ему бы несдобровать. Чечевичная похлебка не довела его до добра. Вот с тех то пор он имеет зуб на анархистов и имеет вполне определенную окраску и подкладку».

Конечно, все это вымысел от начала до конца, и я не отвлекал бы вашего внимания, товарищи, от Ваших работ, если эти нападки имели целью только очернить меня лично.

Я обращаюсь к Вам потому, что эти клеветники желают таким путем очернить учреждение, председателем которого я состою — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией и Советскую Власть, которая поставила меня на такой ответственный пост. Поэтому я прошу Вас, товарищи, возбудить следствие и привлечь к ответственности клеветников.

Ф. Дзержинский.

P.S. Для ускорения следствия, приведу здесь вкратце свою тюремную биографию: Первый раз был арестован за принадлежность к с.-д. партии в г. Ковне в июне 1897 года, после 13 месяцев был выслан в Вятскую губернию на 3 года, откуда в 1899 году бежал в Варшаву. Там был арестован в феврале, 1900 года, в 1902 году был выслан на 5 лет в Вилюйск, по дороге из Верхоленска бежал. Снова был арестован в Варшаве в июле 1905 года, освободила революция в октябре. Снова арестован там же в декабре 1906 года, в июне 1907 г. — отпущен под залог. Затем арестован там-же в апреле 1908 г., осужден и выслан на поселение в Енисейскую губернию, в октябре 1909 года, бежал оттуда в ноябре. И последний раз арестован в сентябре 1912 г. и осужден за побег на 3 года, а за принадлежность к партии к 6–7 годам каторжных работ. Отослан в Орловский Централ, а потом в Бутырки. Освобожден революцией 1 марта 1917 года».

(Известия Советов Рабочих Солдатских и Крестьянских Депутатов)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены