В первые годы воцарения на российском престоле Романовых церковная власть фактически дублировала светскую, выстроив свой параллельный «госаппарат». Патриарх Филарет даже издал указ, который предоставлял ему право судить и ведать духовное и крестьянское население. Закончился этот период существования государства в государстве низложением патриарха Никона, который успел провести реформу, радикально изменившую права большой части верующих и священнослужителей.
О событиях, предшествовавших и последовавших за признанием старообрядцев еретиками, рассказывает в четырнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
С установлением династии Романовых в России после смуты образовался относительный порядок и успокоение. Государством фактически руководил отец царя – патриарх Филарет, присвоивший себе титул «Великого Государя».
Используя свое семейное и служебное положение, и получив в свои руки государственные рычаги, Филарет наделил священников широкими правами и последовательно отстаивал их интересы. Духовенство превращалось в еще более привилегированное сословие.
Особенно влиятельными стали высшие иерархи церкви – митрополиты. Благодаря близости к патриарху, обладающему всей полнотой государственной власти, они могли решать в свою пользу все споры со светскими властями и боярами. Таким образом, права священников в этот период были надежно защищены и обеспечены верховной государственной властью.
Патриарх Филарет выстроил структуру управления патриаршим двором по образцу государева двора. В результате появилось нечто похожее на параллельный госаппарат. Соответственно, был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу «поместные оклады», т.е. участки земли, населенные крестьянами. Такие поместья ранее давались в качестве источника материального дохода только тем, кто нес государственную или военную службу.
20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. В итоге, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось. Были созданы, опять же по аналогии с государственными управленческими структурами, приказы
Судный, или разрядный — ведал судебными делами;
Церковный — ведал делами церковного благочиния;
Казенный — ведал сборами с духовенства;
Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;
В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.
Указанное возвышение церкви и расширение прав духовенства в деле государственного управления не превратило Россию в теократическое государство, но на какое-то время сделало его похожим на подобное государственное образование.
Представляется, что такие огромные полномочия церковных иерархов объяснялись не какой-либо принципиальной тенденцией в процессе строительства нового государства, а сочетанием целого ряда факторов. И главным из этого ряда факторов следует отметить то, что патриарх оказался родным отцом новоизбранного царя.
Возможно, что и само избрание 16-летнего Михаила царем случилось именно потому, что он был сыном авторитетного влиятельного церковного главы. Таким образом, несколько лет борьбы кланов, усобиц и войн закончились тем, что светскую власть участники Земского собора 1613 года сознательно передали в руки могущественного церковного владыки. Это и способствовало примирению разных родов, которые тоже ранее выдвигали своих претендентов на престол.
Следовательно, сложившееся соотношение церковной и государственной власти в пользу церкви можно считать неким временным и даже случайным индивидуально-личностным субъективным моментом в истории.
В таком случае следовало бы ожидать, что с исчезновением действия данного фактора должно было бы измениться это положение с главенством церкви в государстве.
Собственно, так и произошло на первых порах со смертью патриарха Филарета в 1633 году. К этому времени и царь Михаил приобрел опыт государственного управления и «вошел в лета», ему исполнилось 37 лет. Но затем, в каком-то смысле прежняя ситуация сложилась вновь.
Михаила на престоле в 1645 году сменил его сын Алексей Михайлович, очень набожный человек, большую часть времени проводивший в молитвах и в чтении церковных книг. Не случайно этот мягкий и добродушный царь вошел в историю с прозвищем «Тишайший».
А в 1652 году патриархом стал Никон – властный волевой человек с большими амбициями. И вновь получилось так, что из-за личностных качеств царя и владыки духовная власть заняла почти те же позиции, что и при Филарете.
Уже во время своей интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела церкви. И Алексей Тишайший и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго». Так же, как и Филарет, Никон получил царский титул Великого Государя.
Молодой царь полностью подпадает под влияние главы церкви и слушается его советов. Очень часто, отлучаясь надолго из столицы, Алексей оставлял патриарха де-факто во главе правительства.
Соответственно на практике духовенство вновь приобретает обширные права и фактически доминирует в центре и на местах.
Патриарх Никон активно противодействовал тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест у него вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства и ставившего церковь фактически в подчинение государству. Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну а мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся ранее к ведению судов церковных.
Однако Никон в своих действиях, видимо, перешел какие-то пределы и слишком много на себя взял. А центральная власть – это не только царь. Очень были возмущены претензиями патриарха и новым возвышением духовенства бояре. Их интриги привели к конфликту между монархом и патриархом.
Вроде бы мелким, но весьма символичным был последний инцидент, завершивший обострявшийся кризис в отношениях между царем и святителем: один из высоких царских чиновников ударил слугу патриарха, и, в знак протеста, Никон бросил все свои пастырские дела и удалился в Воскресенский монастырь.
Возможно, Никон надеялся на то, что, как в случае с удалением Ивана Грозного, к нему придут упрашивать вернуться на престол. Но он просчитался, переоценил степень своего влияния на царя. Собором Никон был низложен и вообще исключен из священства, превратившись в рядового монаха. Светская государственная власть восстановила свое господствующее положение.
Но в историю Никон вошел главным образом как реформатор. В 1653 году Никон начал свои реформы по унификации богослужения по греческим образцам. Однако он встретил сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов.
В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В этом же году был сожжен в срубе противник реформы епископ Павел Коломенский. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году.
В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими священниками, книгами, церквями, скитами, монастырями. Никто не посмел выступить в защиту прав старообрядческого духовенства. Они были лишены всех прав человека, включая право на жизнь.
Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев – было сожжено в срубе четыре человека: духовный вождь старообрядцев протопоп Аввакум, а также священники Лазарь, Феодор и Епифаний , последним ранее были отрезаны языки.
Правительница Софья по просьбе духовенства, собора 1681-1682 года, издала в 1685 году знаменитые «Двенадцать статей» - государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным карам: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев и их духовных пастырей.
Полная незащищенность и бесправие старообрядческого духовенства и всех вообще старообрядцев продолжались до 1716 года, когда с отменой Петром I «Двенадцати статей» царевны Софьи их участь была несколько облегчена.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 26 марта