Российская православная церковь поддерживала новую власть во время свержения абсолютной монархии, рассчитывая приобрести больше прав и свобод. Действия духовенства во многом были синхронизированы с политическими событиями в светской жизни 1917 года. Окончательно объединил задачи мирян и священников созыв «Церковного учредительного собрания» — Всероссийского поместного собора.

О том, как духовенство «отомстило» Романовым за попрание своих прав рассказывает в двадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


К Февральской революции российское духовенство отнеслось весьма благосклонно. До пика революции РПЦ занимала пассивную позицию на фоне развернувшейся в обществе и средствах массовой информации острой критики царского правительства. 

Особенно не нравилась иерархам тесная связь императорской семьи с Распутиным и высокая степень его влияния на государственные дела. Священники считали, что этой связью сильно компрометируется не только действующий царь, но и весь институт монархии. 

Церковь неоднократно инициировала официальные расследования по поводу причастности Распутина к хлыстовской ереси. Еще более обострились отношения царского двора с духовенством, когда Распутин стал вмешиваться в вопросы назначения членов Святого Синода.

Просочившиеся слухи о том, что якобы под влиянием царицы Николай II готов заключить сепаратный мир с врагом и выйти из войны, окончательно настроили духовенство против него. 


У церкви, кроме общей заинтересованности правящих классов в завоевании проливов в Средиземное море, была и своя религиозная цель. В результате победы над германским блоком Россия должна была получить и город Константинополь. А это исторически признанный мировой центр православия. Поэтому заполучить его в свои руки для РПЦ было верхом всех мечтаний.


Одним из самых главных действенных идеологических лозунгов войны был призыв снова водрузить православный крест над собором Святой Софии – главной святыни христианского мира, превращенной турками в мечеть. Возможный отказ царя от этой основной цели войны превращал всё духовенство России в его противников.

В итоге церковь не заступилась за императора в самый трудный для него момент. Более того, еще за день до подписания манифеста об отречении Николая II от престола Синод 2 марта «признал необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным Комитетом Государственной Думы», т.е. с Временным правительством. И этот поспешный шаг некоторые называют актом предательства еще действующего монарха со стороны высшего духовенства. 

Многие архиереи, как сообщает очевидец, даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви». Буквально в день публикации манифестов об отречении Николая и Михаила — 4 марта из зала заседаний Святейшего Синода было вынесено царское кресло, которое, как прокомментировали причину этого грубого жеста члены Синода, являлось «символом порабощения Церкви государством». 

Эта реплика дорогого стоит и многое объясняет. Оказывается, духовенство со времен ликвидации патриаршества и установления над церковью светской власти чиновников таило самую настоящую злость против подчинения церкви государству.

Уже 6 марта большинство архиереев вычеркнуло имя Помазанника Божия из богослужебных книг, им было предписано Синодом вместо «царствующего дома» поминать «благоверное Временное правительство». Тем самым де-факто верховные архипастыри освободили армию, чиновников и народ от присяги царю. 

Седьмого марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти. И наконец 9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось знаменательными словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни». 

Церковь призывала всех прихожан оставить «в это великое историческое время всякие распри и несогласия», объединиться и довериться Временному Правительству. Такой призыв от имени духовенства и освобождение церковью всех от присяги царю парализовал сопротивление монархических организаций.

Вот так духовенство отомстило спустя два столетия за попрание своих прав светским государством. И хотя вопрос о форме правления был как бы отнесен до будущего Учредительного собрания, иерархи заранее соглашались и на конституционную монархию, и на республику. Они правильно понимали, что в любом варианте они приобретут намного больше прав и свобод по сравнению с тем, что было в период абсолютной монархии. 

Некоторую часть духовенства, главным образом средних и низших церковнослужителей, захватили революционные настроения. Среди духовенства получили распространение требования модернизации богослужения, введения выборного начала во всех органах церковного управления, наделения мирян правом участвовать в управлении приходом и т.п. Вводился выборный порядок замещения церковных должностей.

Уже в апреле состоялась «чистка» Синода от тех, кого считали «ставленниками» императорской семьи или Распутина. А затем начались серьезные правовые преобразования. Ведь Синод все же по форме оставался государственным органом, и поэтому духовенство занялось изъятием из его ведения многих вопросов и предметов ведения с целью передачи их в ведение чисто церковных структур – епархиальных управлений. 

Теперь окончательные решения по вопросам о снятии священного сана и монашества, об учреждении новых приходов, о расторжении браков, о признании браков незаконными и недействительными, ранее бывших в компетенции Синода, переходили к епархиальным управлениям.

И в апреле же иерархи приступили к подготовке «Церковного учредительного собрания», т.е. Всероссийского поместного собора. С этой целью был создан «Предсоборный совет» для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на этом высшем церковном форуме. Поместные соборы в России не собирались более двухсот лет — с конца XVII века.

И 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Православной Российской Церкви. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 члена: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. 

Таким образом, миряне составляли большинство членов Собора, что было отражением господствовавших тогда чаяний к восстановлению «соборности» в Русской церкви. На церемонии открытия и на некоторых заседаниях членов Собора присутствовали глава Временного правительства Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев, представители печати и дипломатического корпуса

Естественно, что важнейшим для этого собрания было решение о возрождении в России института патриаршества. Тем самым восстанавливалась независимость церкви от государства и обретение ею самостоятельных органов управления. И такое решение состоялось. Голосованием и жребием патриархом был выбран митрополит Московский Тихон. Синодальному периоду в истории Русской церкви был положен конец.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 мая