Первый в нашей стране свод законов «Русская Правда» появился в XI веке и специализировался в первую очередь на защите прав купечества. Законодательное регулирование торговых отношений стало первоочередной заботой Российского государства на самой заре его формирования.

Об особенностях жизни и деятельности купцов в Древней Руси, а также специфике защиты их интересов рассказывает во втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


В Древней Руси в условиях господства натурального хозяйства мобильность населения была довольно низкой. Наследием уходящего первобытно-общинного строя являлось расселение всех родственников в пределах одной местности, т.е. родовая община в какой-то мере сохранялась. Поэтому ездить к кому-то в гости (в современном смысле слова) не было нужды и мало кто на это решался.

Отсюда, в качестве «гостей» выступали только приезжие купцы, соответственно и слово это первоначально в славянских языках означало именно торговца, приехавшего из дальних краев. И только позднее оно стало означать еще и любого человека, прибывшего издалека с визитом.

Так как в успешной деятельности купцов были заинтересованы практически все слои населения, то в обычном праве сложились определенные традиции и обычаи, защищавшие права и интересы торгующих людей.

Русские купцы начиная с ноября месяца как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, отправлялись в путь вглубь расселения восточнославянских племен, вошедших в состав Древнерусского государства. Практически всю зиму они объезжали эти территории на санях, останавливаясь в условленных местах – погостах. Этот термин тоже образовался от слова «гость», а пребывание купцов в этом месте называлось «гостьба». Сюда свозили крестьяне и ремесленники свои товары, которые и скупали у них купцы.

Позже, уже после принятия христианства, на погостах, как наиболее посещаемых местах, стали строить церкви и размещать кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Всю зиму купцы скупали по погостам товары, а весной уже по Днепру с полой водой возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград, т.е. в Константинополь. Такое путешествие было и трудным, и опасным.

На этой большой дороге купцов подстерегали шайки грабителей. Государство по тем временам не обеспечивало полицейской защиты прав своих подданных на торговых путях. Поэтому смоленские, новгородские и другие купцы вынуждены были нанимать собственную немалую по численности охрану. Только это могло спасти караваны от разграбления.

Проплыв Днепр, купцы выходили в Черное море. Однако из-за того, что их суденышки не были достаточно крупными и крепкими, купцы шли, прижимаясь к берегу. В открытом море их караваны могли погибнуть при шторме, да и просто от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору с византийцами, оставаться на зиму они не могли. По окончании торга местные власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались гости домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.

Такой круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованными в ее результатах.

Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

Масштаб торговли был по тем меркам очень большой. И ряды купечества росли. Купцы создавали вокруг русских городов множество торговых и промысловых поселений, часто выросших из погостов. Сюда сходились для торговли не только собственно купцы, но и бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники», пытавшиеся обходиться без посредников.

Первый русский свод законов «Русская Правда», появившийся в первой половине XI века, при внимательном взгляде кажется был посвящен прежде всего защите прав купечества. Анализируя статьи «Правды», можно прийти к выводу, что данный свод законов мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей были тесно связаны с результатом торговых операций.

Не считая статей по уголовному праву, именно торговля регулировалась первыми законами так подробно и детально, как никакая другая сфера жизни и отношений. Здесь мы видим четкую регламентацию и порядок совершения различных сделок: «поклажа» (отдача имущества на хранение), простой заём и отдача денег в рост из определенного условленного процента отдача, торговая комиссия и вклад в компанейское предприятие.

«Правда» дает определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, уже различает несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде».

Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», т.е. деньги для закупки ему товара на стороне; владелец капиталов вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша.

О том, что купцы, обратившиеся в суд, были на особом правовом положении свидетельствуют отдельные статьи, посвященные именно купцам. В переработанной и дополненной «Русской правде» XII века, только купцы освобождались от обязательного представления свидетелей по делам о заключении займов и взыскании долгов.

Для доказательства по своему иску купцам достаточно было дать клятву. И суд им верил на слово, так как считалось, что купцы – люди достойные, верующие, которые по определению не должны лгать.

Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека.

Таким образом, и сложившееся обычное право и писаные древнерусские законы защищали права купцов, находя их деятельность полезной и для общества, и для государства. В тех же случаях, когда государство было не в состоянии защитить купцов, им разрешалось отстаивать свою собственность и свои интересы путем найма особых вооруженных отрядов. Следовательно, кроме князей, только купцы имели право иметь свои дружины, с помощью которых они самостоятельно защищали свои права.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 16 июля