Превращение России в абсолютистское государство изменило классовый состав населения. Особенно заметно увеличилось число представителей торговых профессий. Купцы стали для царя важнейшим источником развития страны, но это привело только к ограничению их прав и возможностей.

О последствиях многочисленных реформ Петра I для купеческого сословия рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Переход России в стадию абсолютизма внес существенные изменения в правовое положение всех без исключения социальных слоев российского общества. Радикальные реформы Петра I коснулись самых разных сфер жизни. Серьезнейшей ревизии подверглись и права купечества.

С одной стороны, Петр I поддерживал купцов как создателей новой экономики страны, оказывал им огромную помощь и содействие, защищая и расширяя их права и привилегии. Но с другой стороны, этот реформатор думал прежде всего о расширении и укреплении государства. А для создания абсолютистского государства в обязательном порядке нужна была колоссальная бюрократическая машина с большим числом чиновников и постоянная многочисленная регулярная армия и флот.

На формирование и содержание двух новых опор абсолютной монархии требовались гигантские средства в объемах, которые и не снились казне предыдущих периодов. И за создание этого нового государства заплатили все: и крестьяне, получившие обременительную подушную подать с массой новых налогов, и духовенство, которое, по мнению священников, было просто «ограблено» царем-антихристом, и аристократия, и богатое купечество.

Однако, «грабеж» купечества Петр I проводил расчетливо и с пониманием того, что купцы – это курочка, которая регулярно несет золотые яйца. А посему ей надо было всемерно помочь в этом процессе непрерывного воспроизводства денег. И Петр I со всей своей неуемной энергией и размахом начинает не просто поддерживать купцов в их занятиях, но и весьма настойчиво подталкивает их к новым видам деятельности. Форсировано из купцов при содействии государства формируется класс промышленников-предпринимателей.

Собственно, и до Петра купцы занимались не только сугубо торговлей. Сплошь и рядом они основывали промыслы и мануфактуры. Известно, как поднялись купцы на добыче соли, руд и других полезных ископаемых. Занимались они и переработкой сырья. Торговля для многих будущих промышленников была этапом первоначального накопления капитала. И это было естественно.

Так вот Петр во многих случаях не стал дожидаться того самого, медленного на его взгляд, накопления стартового капитала, а стал им наделять купцов чуть ли ни в принудительном порядке, буквально заставляя их заниматься новым делом. Субсидии и привилегии посыпались на купцов-промышленников как из рога изобилия. Петру срочно было нужно создавать торговый и военно-морской флот, для чего и необходима была медь, парусное полотно и многое другое.

Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными новыми налогами, что не могло не сдерживать ее оборота.

Кроме того, желая извлекать из торговли максимальную прибыль для казны, Петр I объявил продажу части товаров на внутреннем рынке государственной монополией. К этой категории были отнесены соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

Петровская эпоха известна прежде всего стремлением государства к регламентации экономической, общественной и даже частной жизни. Царским указом 16 января 1721 года было определено и правовое положение купечества. Этим документом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей» было поделено на две гильдии. Корпорации гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен оказались ликвидированы.

К первой гильдии были отнесены крупные купцы, банкиры, шкиперы купеческих кораблей. Во вторую гильдию попали среднее купечество, торговцы мелочными товарами и «харчевыми припасами», а также ремесленники.

Но этот указ не только провел новые социальные и правовые границы между лицами различных уровней состоятельности: он серьезным образом коснулся интересов купечества, фактически ущемив их исключительные права на занятие торговлей. Указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось еще со времен Соборного Уложения 1649 года. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам «всякого звания», за исключением военных.

Конкурентов купцам наплодил и петровский Указ о единонаследии 1714 года. Царь обеспокоился дроблением помещичьих имений при смене поколений и запретил их делить между сыновьями. Отныне все землевладение по смерти хозяина могло перейти только целиком к старшему из братьев. Младшим же сыновьям дворянских фамилий прямо рекомендовалось заняться торговой деятельностью.

Разумеется, различные субсидии и прямое финансирование государством торговли и предпринимательства способствовало оживлению и подъему экономики в целом. Но такое активное прямое вторжение государства в экономическую жизнь страны с вливанием туда громадных сумм казенных денег с неизбежностью повлекло за собой невиданный рост коррупции, кумовства и казнокрадства.

Правила свободной честной конкуренции зачастую нарушались, и многие добропорядочные купцы, не включенные в правительственные программы, не могли тягаться с торговыми заведениями, которым протежировало правительство. А многие из высших правительственных чиновников сами ринулись в торговлю и производство, спешно создавая предприятия на казенные деньги.

Так, князь Александр Меншиков соорудил на Клязьме парусную фабрику, а другие ближайшие сподвижники Петра I (Апраксин, Толстой, Шафиров) учредили шелковую компанию. Она получила огромные субсидии от государства и право беспошлинной продажи своих товаров в течение 50 лет, а также свободу от податей, постоя и другие привилегии.

Ударил по интересам и правам многих русских купцов и протекционистский тариф 1724 года. Сделано это было с целью создания благоприятных условий для зарождения и развития новых отечественных производств – предприятий обрабатывающей промышленности.

Защищая такие производства правительство устанавливало крайне высокие и даже запретительные пошлины на ввоз подобных заграничных товаров. Если обычные ввозные пошлины составляли 10-20%, доходя до 30-40%, то заградительные пошлины повышались до 50-75% от стоимости ввозимого товара. Это затронуло интересы тех русских купцов, которые в основном торговали данными группами товаров. И они жаловались на ущемление их интересов и прав, на то, что они были поставлены в неравные условия с другими купцами.

В то же время Петр I создавал максимально благоприятные условия для купцов, занимавшихся экспортом российских продуктов и изделий. С товаров, вывозимых из страны, в большинстве случаев взималась низкая (до 3%) пошлина. А если русские купцы вывозили товары на собственных судах, пошлина снижалась втрое.

Откровенно копируя западноевропейский опыт, Петр принялся сколачивать из разрозненных предпринимателей различные компании («на манер ост-индской».) Эти компании кредитовались казной и находились под жестким контролем государства. Торговые же компании в России не прижились в царствование Петра I. Купцы предпочитали торговать отдельно друг от друга, через своих приказчиков.

Таким образом, период петровских преобразований сопровождался неким «огосударствлением» торговой деятельности и ее жесткой регламентацией. Царь стремился подчинить всё в стране интересам государства. Отсюда многие купцы испытали на себе как покровительство правительства, так и многие налагаемые им ограничения.

Однако далеко не все сферы торговли попадали в поле зрения Петра I, поэтому средние и мелкие купцы свободно торговали традиционными товарами. Для них регламентация торговой деятельности со стороны государства выражалась в большинстве случаев во взяточничестве государственных служащих. От коррупции страдали и крупные купцы, причем «по-крупному».

Сам Петр, зная о распространившемся пороке и о массовом нарушении прав торгового люда, решительно боролся с этим злом, но создать эффективную систему защиты прав купечества ему не удалось.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 13 августа