Формирование новой Руси с центром в Москве во многом базировалось на возросшей роли ремесленников, ставших основной движущей силой развития городов. Произошло расслоение ремесленников по специализации, имуществу, месту трудовой деятельности и сословной принадлежности. И каждая группа обрела свой собственный особый набор прав и обязанностей.
О роли ремесленников в формировании правовых норм для горожан рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Освобождение Руси от монгольского ига и начало создания Русского централизованного государства положительно сказалось на возрождении ремесленного производства в стране. Прежде всего это относится к городскому ремеслу: население городов стало возрастать главным образом за счет увеличения в них числа ремесленников.
Существенно расширился круг профессий благодаря восстановлению утраченных и появлению новых видов ремесел. Возродились литейное дело, искусство эмальеров, обработка металла, дерева, кожи, кузнечное и ювелирное дело. Возникли новые специальности, шло постепенное совершенствование ремесла, углублялась его дифференциация. Так, все более специализировалось кузнечное дело. Из него выделились мастера по изготовлению отдельных видов продукции — гвоздочники, лучники, пищальники.
Быстрыми темпами идет углубление специализаций и по многим другим профессиям. Если в конце XV — начале XVI века насчитывалось до 200 специализаций, то к началу XVII века — уже свыше 250, в том числе только в железно-литейном и медном деле до 50. Это не только способствовало росту производительности труда, но и свидетельствовало о совершенствовании технологии, и превращении ремесла в мелкотоварное производство.
Во второй половине XVI века ремесленники вместе с купцами и мелкими торговцами городов были включены в сословие «посадских людей». Само это название появилось в конце XV века и обозначало население городских посадов, обязанное тянуть посадское «тягло», т.е. платить в казну великого князя подати. В противоположность «белому», свободному от налогов населению собственно города-крепости, посадские люди назывались также «черными», а заселенные ими участки земли, составлявшие собственность государей, «черными слободами».
Ремесленники в основном занимались своим делом, однако многие из них в той или иной мере не утрачивали и связи с сельским хозяйством. В городах имелось много огородов, садов, разводился крупный и мелкий скот и т.д.
В XVI веке имущественное расслоение среди ремесленников зашло уже далеко. Писцовые книги начала столетия уже различали среди них по достатку «лучших», «средних» и «молодших», что определяло и соответствующие налоги. Большинство ремесленников попадало в разряд «молодших посадских людей».
Всех ремесленников этого периода можно разделить по правовому положению, месту трудовой деятельности и сословной принадлежности на пять основных категорий: дворцовые, казенные, записные, тягловые и вотчинные.
Дворцовые ремесленники обслуживали государев двор и различные приказы. Как правило, они проживали в Москве, либо в государевых селах неподалеку от столицы.
Казенные – кузнецы, плотники, оружейники, иконописцы и другие — жили повсеместно и их периодически вызывали к месту работ. Казенные ремесленники не имели права отказываться от предлагаемой правительством работы.
Эти две категории ремесленников обеспечивались жалованием, а иногда снабжались сукном на одежду.
Записные ремесленники — каменщики, кирпичники и другие строительные рабочие — имели существенные правовые привилегии: в частности, были освобождены от налогов и податного тягла, но были обязаны являться на государственные строительные работы. Они не имели твердых окладов, но получали довольно большие кормовые и поденные.
Основная масса городских и посадских ремесленников относилась к категории тягловых, т.е. платила в казну все подати и сборы. Они работали главным образом на рынок, хотя не исключалась и работа на заказ. Интересно, что посадские и городские ремесленники неохотно верстались в дворцовые, казенные или записные, предпочитая определенным льготам и поденной зарплате свободную работу на рынок.
И, наконец, в вотчинах светских и духовных феодалов работали вотчинные ремесленники, которые в основном обслуживали господ. Их продукция также довольно часто шла на рынок, но продавали ее феодалы. В правовом отношении этот разряд ремесленников был в самом худшем положении. Эксплуатация большинства мастеров хозяевами была не ограничена никакими правовыми рамками и носила крепостнический характер.
Правда в вотчинных мастерских применялся в случае необходимости и вольнонаемный труд, т.е. порой приглашались отдельные мастера-специалисты, часто иностранцы. Их права оговаривались в отдельных договорах, и на них не распространялось крепостное право. Так как это чаще всего были свободные ремесленники высокой квалификации, то и оплата их труда была намного выше, чем у собственно вотчинных ремесленников.
Сохранялось и сельское ремесло. В задачу сельских ремесленников входило обслуживание повседневных потребностей местного населения. Вместе с тем возникали и целые промышленные села, ориентированные уже на рынок. Примерами таких сел могут служить Палех, Жестово, Лысково, Муранино и др. Некоторые из них превращались в промышленно-торговые посады, население которых почти полностью было освобождено от земледелия.
Несмотря на существование вотчинного и сельского ремесла, центрами ремесленного производства оставались города. Ремесленники составляли обычно значительную часть городского населения. Так, в Можайске они составляли 40% от всех жителей, в Коломне — 22% и т.д. По мнению ряда исследователей, условно можно принять, что в среднем ремесленники составляли до 30% населения городов.
В XVI — первой половине XVII века происходит постепенное увеличение объема ремесленной продукции, предназначавшейся для вольного сбыта, возрастает роль скупщика. Некоторые ремесленники выступают одновременно и в роли продавцов своих изделий. Характерным является сочетание работы на заказ с работой на рынок.
Пополнение рядов ремесленников происходило и за счет беглых крепостных из сел. Хозяева обычно пытались разыскивать своих беглецов, но чаще всего это было делом безнадежным. Таким образом, «городской воздух» делал этих людей свободными.
Дальнейшее развитие производства и дифференциация среди мастеров приводили к тому, что городские ремесленники многих специальностей переходили полностью от работы на заказ к работе исключительно на рынок, превращаясь в мелких товаропроизводителей.
Многие из тех, кто имели мастерские, нанимали работников и брали учеников, и становились уже по сути дела не ремесленниками, а мелкими промышленниками и купцами.
В русских городах возродилась и своеобразная цеховая система. Мастера-хозяева имели подмастерьев и учеников, которые жили в доме хозяина и пользовались общим столом.
Цехи имели свое самоуправление — выборных старост. В отличие от цехов Западной Европы в России не было цеховой принудительности, т.е. каждый ремесленник имел право заниматься своим ремеслом, не вступая в цех. Это во многом объясняется, тем, что в правовом смысле в России того периода отсутствовало единое сословие горожан, и сословная пестрота городского населения не позволяла ввести здесь единообразие.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 сентября