Брачные обряды и права женщин у казаков не только сильно отличались от общерусских, но и заметно изменялись в XVII-XVIII веках. В этот период роль женщин в казачьем кругу радикально эволюционировала: от абсолютного бесправия до ведущих феминистских позиций той эпохи.

О всех аспектах правовых взаимоотношений мужчин и женщин в казачьем сообществе рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Российское государство, используя казаков как своих пограничников и передовой заслон от агрессивных южных соседей, долгое время не вмешивалось в их внутренние дела и не пыталось распространить на казачьи территории свою юрисдикцию в полном объеме. У казаков сложилось свое обычное право как регулятор отношений в сообществе. Они сами определяли границы прав каждого члена Войска и защищали их всеми доступными им мерами.

Судьей в станице во всех случаях выступал атаман. Для совершения правосудия к атаману в подписные старики (в судьи) избирались на станичном кругу десять лучших казаков. В их обязанности входило: 1) в случае опасности нападения неприятеля бегать по покосам и полям со знаменами, чтобы люди бросали работу и собирались для защиты своего городка; 2) мирить ссорящихся; 3) по общим делам брать штрафы «напоем»; 4) знать очереди в нарядах на службы; 5) давать сказки (обоснования) к отставке; 6) представлять казачьему кругу виновных в преступлениях и ждать от него приговора о наказании или прощении.

Записи при рассмотрении станичных судебных дел не велись. Даже установив прочные отношения с государством казаки не обращались в столицу и по сложным судебным вопросам. От Войска были определены следователи - судьи, именовавшиеся заказчиками. Они обслуживали по пять и более станиц, а также устанавливали границы юртов.

Главное Войско для рассмотрения дел станиц и распределения казаков по службам собиралось в мае. Для этого атаман со всеми старшинами Войска выезжал из столицы к окрестным возвышенным местам, поскольку они не затоплялись в это время весенними разливами Дона. Там разбивался большой лагерь и вершился суд.

На круг прибывали челобитчики от станиц с просьбами о «поновлении» (изменении, утверждении) спорных границ между станицами. В одних случаях разбирательство с выездом на место поручали кому-то из старшин, а в других - стремились склонить тяжущиеся стороны к признанию «общей правды». Последнее чаще всего выглядело как согласие спорящих с мнением какого-нибудь почтенного старика-казака, который давал клятву и был готов в качестве старожила по памяти точно указать старинную межу.

Сюда же приезжали и выступали перед кругом частные челобитчики. Было принято заслушивать всех обратившихся просителей и не оставлять без рассмотрения ни одной просьбы. Круг считал своей строгой обязанностью последовательно защищать права казаков.

В условиях отсутствия на Дону церкви и священнослужителей (практически до начала XVIII в.) круг брал на себя и решения по гражданским вопросам, осуществлял и регулирование брачных отношений. До середины XVII в. большая часть казаков вела безбрачную жизнь. В городке часто насчитывалось всего не более двух-трех женатых казаков.

Постепенно, с увеличением населения и усилением личной безопасности, появилась возможность обзаводиться семьей. Первоначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки. Понемногу изменилось и отношение казаков к семье. В станицах появились дети.

Обряд бракосочетания значительно отличался от христианского обряда по церковному уставу. В ранний период большинство казаков ограничивалось при заключении брака одним объявлением перед своими собратьями об избранной жене.

Для этого жених и невеста приходили вместе на собрание народа на площадь или к станичной избе. Помолясь богу, кланялись они на все четыре стороны и жених, назвав невесту по имени, говорил: "Ты, будь мне жена". Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала также называя его по имени: "А ты, будь мне муж". После этих слов они целовали друг друга и принимали от всего собрания поздравления.

Утвержденное таким образом бракосочетание считалось законным. Этот обряд в старину являлся всеобщим. Даже после распространения церковного обряда бракосочетания донцы предварительно исполняли свой старинный обычай.

Насколько легко по обычаям казаков заключался брак, настолько же быстро брачный союз расторгался. Отправляясь в дальний поход, или под предлогом, что жена ему не нравилась, казак имел право вывести жену на круг со словами: "Вот, честная станица, была она мне хорошей женой, верной, но теперь не люба мне, кому люба, тот и бери".

Взявший отказную жену прикрывал ее полою кафтана и также говорил перед народом: "Ты, будь мне жена" и т. д. Прикрытие полою казаки считали важным символом. Это означало снятие с отказной жены бесчестие развода. Зачастую за своеобразным разводом практически сразу следовал новый брак.

Эти простые брачные обряды, тем не менее, соблюдались очень строго. Сожительство без выполнения описанного обряда порою наказывалось лишением жизни, ибо считалось у донских казаков прелюбодеянием. Измена жены отождествлялась с тягчайшим преступлением. Даже легкий флирт со стороны женщины не допускался.

Власть мужа над супругой была ничем не ограничена. Жены в своей жизни ограничивались кругом семьи и редкими знакомствами с соседками, не имея права участвовать в беседах и делах мужчин. Было принято, чтобы женщина уступала дорогу казаку и кланялась каждому старику в пояс.

В конце XVII в. с приобщением казаков к земледелию обзаведение женой становится для них обычным делом и потребностью в организации своего оседлого хозяйства. Кочевая бродячая жизнь закончилась. Создание семьи для казаков-мужчин стало престижным и общепринятым.

Поэтому в первой половине XVIII в. семейно-брачные отношения донцов претерпевают существенные изменения. Обряд бракосочетания стал совершаться прежде всего по церковному уставу. Казак теперь уже не мог развестись с женой, сказав на кругу: "Она мне не жена, а я ей не муж".

Меняется и правовое положение женщины-казачки. Со временем она из рабыни превращается в почти равноправного члена казачьего общества. Она выступает как хранительница и защитница домашнего очага, и это вполне естественно, поскольку казак большую часть своей жизни проводил вне дома.

Постепенно на Дону формируется тип женщины, берущей на себя заботу о семье, ее благополучии, энергично занимающейся хозяйством, способной защитить свой дом от любых посягательств. С годами казачки получали все больше гражданских прав. Пожилые хозяйки даже могли теперь свободно высказывается на собраниях мужчин, но этим правом они не злоупотребляли.

С развитием земледелия роль женщины в семье и в казачьей общине еще более возросла. Действительная служба казаков, походы и войны надолго отрывали казака от дома. В отсутствии мужа женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом и воспитывала детей.

Хотя главой семьи всегда считался отец, после его смерти все его права переходили к матери, если даже в доме жил старший сын с семьей. Таким образом, права женщины-казачки были достаточно широкими и сравнительно большими, чем права крестьянок. Один из самых главных заветов казаков гласил: "Женщину-мать защищает круг".

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 14 января