Ликвидация буржуазии как класса привела РСФСР к полному экономическому краху. Государство с помощью бюрократических структур – Высшего Совета народного хозяйства и подведомственных ему органов – не справилось с задачами руководства всеми национализированными предприятиями.

О правовых особенностях программы новой экономической политики, которая была призвана спасти большевистское государство от банкротства, рассказывает в шестнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Промышленное производство в России в 1920 году сократилось в семь раз, а посевные площади составляли 67% от довоенных показателей. Политика «военного коммунизма», состоящая из ряда чрезвычайных мер, полностью прекративших в стране товарно-денежное обращение и уничтоживших частное предпринимательство, позволила большевикам удержать власть в своих руках, но привела народной хозяйство к небывало глубокому кризису и показала свою несостоятельность для нормального развития экономики в мирных условиях. 

В марте 1921 года правящая партия приняла решение о переходе к «новой экономической политике» (нэп). Она заключалась в том, что во многих секторах экономики фактически возрождалось капиталистическое производство и торговля. Тем самым снова возник класс буржуазии. По принятой тогда терминологии эта возрожденная буржуазия называлась производным от аббревиатуры нэп словом «нэпманы». 

Ленин называл нэп отступлением от планов немедленного построения экономики на социалистических началах. Введение этой политики означало признание коммунистов в том, что они без буржуазии не смогли эффективно хозяйствовать и были не в состоянии восстановить промышленность, транспорт, рудники и шахты своими силами и методами. 

На помощь делу строительства социализма и была призвана новая буржуазия. Этот отряд предпринимателей порой в печати называли не только «нэпманами», но и «совбурами», т.е. советской буржуазией. 

Феномен новой экономической политики как раз и состоял в том, что враждебный социализму частнокапиталистический уклад должен был помочь становлению новой социально-экономической формации и выступить «могильщиком» капитализма в РСФСР. Чем успешнее действовали частные предприниматели в деле восстановления экономики, тем быстрее они приближали свою кончину. 

Дело в том, что этот план большевиков можно назвать коварным, но они не делали из него секрета. Ленин прямо говорил, что запланированное отступление – временное. А потом предполагалось весь «жирок», который накопят у себя капиталисты, срезать и перекачать все созданные буржуазией ресурсы в социалистический сектор.

В связи с переходом к нэпу серьезные изменения произошли в правовом положении частных предпринимателей, которые до этого вообще не имели никаких прав. Уже в июле 1921 года был установлен разрешительный порядок открытия частных торговых заведений. Проводилась денационализация мелких и кустарных предприятий. 

Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда: до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 года. 

С введением нэпа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Так, 22 мая 1922 года ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР». 

Затем, постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, с 1 января 1923 года был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин республики имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.

В сельском хозяйстве в связи с отменой продразверстки также бурно возрождалась сельская буржуазия. Этому процессу способствовало восстановление свободной торговли хлебом. Правда, именно рост численности этого слоя предпринимателей очень тревожил вождя большевиков Ленина. Он правильно понимал, что «мелкое производство рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе». Поэтому, допустив по нужде возрождение товарно-денежных отношений, власти постоянно пытались ограничить права возрождающейся буржуазии. 

Так, в сельском хозяйстве использование крестьянами наёмного труда допускалось лишь при «непременном сохранении применяющим его хозяйством своего трудового строя, то есть при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наёмным рабочими принимают участие в работе хозяйства» и при условии невозможности хозяйства самому выполнить эту работу. 

Посмотрите, насколько громоздко и сложно сформулирована эта норма. И насколько трудно было применять ее на практике. Здесь виден явный приоритет идеологии над принципами права: «не работающий – да не ест», говорилось в Конституции РСФСР.

Указанную выше норму, наверное, было легко обходить, но зажиточные крестьяне к тому же облагались налогом по повышенным ставкам. Причем это был не просто прогрессивный налог, а откровенно непосильный, направленный на то, чтобы воспрепятствовать появлению сельской буржуазии и тормозить ее развитие.

Пытаясь защитить свои права, нэпманы стали активно создавать свои организации. Это были Рыночные комитеты, Общества Взаимного Кредита, секции Частной Промышленности и Торговли при товарных биржах и другие корпоративные объединения, активно отстаивавшие интересы нэпманов. 

Корпоративные организации нэпманов добились введения своих представителей в товарные секции бирж, в налоговые комиссии, в различные комиссии горсоветов и поднимали вопрос о представительстве предпринимателей на заседаниях местных органов наркомата внутренней торговли. 

Вопреки действию по отношению к ним очевидных ограничений, нэпманы в середине 1920-х гг. стремились выставить своих кандидатов на выборы в местные советы. В случае избрания эти кандидаты пытались, и не без успеха, защищать интересы частного капитала. 

В коммерческой деятельности предпринимателей этого времени постоянно прослеживается дух корпоративизма: они пытались выжить в этих условиях бесправия и враждебного к ним отношения государственных и партийных органов. Нэпманы помогали друг другу в трудных ситуациях, например, давали беспроцентные ссуды или прощали долги, а в отношениях с государственными организациями почти всегда выступали единым фронтом. Известны многочисленные случаи, когда госорганы вынуждены были идти на уступки: снижать цены на товары или сдаваемые в аренду помещения. 

Но это были частные успехи. Во всех других отношениях права нэпманов были очень ограниченными. Согласно действовавшему в РСФСР законодательству, они были лишены избирательных прав, не имели возможности легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов иным способом, не имели права учить своих детей в одних школах с детьми других групп населения, не могли призываться на службу в Красной Армии, состоять членами профсоюзов, занимать должности в государственном аппарате.

В 1926 году «отступление» пролетарского государства было закончено и силы социализма перешли в контрнаступление. Для ликвидации класса нэпманов были использованы государственные и правовые рычаги. Частных предпринимателей до конца 1920-х годов просто задушили непомерными грабительскими налогами, и они вынуждены были прекратить свою деятельность. 

Юридически нэп был прекращён 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. Буржуазия в России была уничтожена как класс вторично.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 4 августа