Последние события мировой повестки, будь то взрыв в порту Бейрута, утечка дизельного топлива в Норильске или рост популярности движения Black Lives Matter, еще раз продемонстрировали важность соблюдения прав человека. Вместе с этим возник и вопрос новой сферы социальной ответственности крупного бизнеса.

РАПСИ на примере «Роснефти» – лучшей российской компании в области соблюдения прав человека по итогам 2019 года – объясняет, почему корпорации стали главным фактором в обеспечении основополагающих прав и свобод. 


Исторически международные отношения складывались таким образом, что основными субъектами международного права были государства. Власть той или иной страны априори несла ответственность за внутренние социальные проблемы: от некачественного образования или отсутствия инфраструктуры до безработицы или голода.

Однако глобализация и эволюция международных отношений, произошедшая в последние десятилетия, сформировали новую тенденцию для мирового сообщества – возрастающую роль бизнеса. Это касается прежде всего компаний мирового масштаба, чья деятельность связана с научно-техническим прогрессом, экспоненциальным развитием производства, созданием новых товаров и рабочих мест.

Изменения экономических отношений как фундаментального звена в развитии других сфер жизнедеятельности социума привели к расширению социальной ответственности крупного бизнеса: в последние годы деятельность ведущих мировых компаний не ограничивается экономическими критериями – все большую роль обретает внедрение новых правовых норм и защита широкого спектра прав человека, причем не только своих сотрудников.

Наглядной иллюстрацией этого тезиса может служить распространение норм «новой этики» и систематические действия по их практической реализации усилиями корпораций (на волне движений BLM и MeToo), а также стремительно возросшее внимание к экологической повестке (особенно после роста популярности Греты Тунберг).

В результате сегодня происходит изменение парадигмы взаимоотношения бизнеса, государства и общества. Главным критерием масштаба компании становятся не столько ее экономические показатели, сколько участие социально-правовой жизни общества, реакция на актуальные тенденции. В этой связи крупный бизнес обретает функции ответственности за государственную стабильность и развитие общества. Фактически бизнес становится гарантом формирования сильного гражданского общества во внеполитической сфере.

Крупные компании приобрели возможность помогать регионам в решении социальных вопросов: инвестиции в медицину и экологию, предоставление стипендий и грантов, формирование городской инфраструктуры и пр.

С начала 2020 года можно было наблюдать, как владельцы известных брендов оказывали посильную помощь в поддержке населения и, самое главное, медицинских работников, оказавшихся на передовой в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Многомиллионные инвестиции BP и Shell, бесплатные обеды в «Макдональдсе», обеспечение медиков средствами индивидуальной защиты при поддержке «Роснефти», а также отказ сотрудников казанской дочки «Газпрома» от части заработной платы в пользу пострадавших от COVID-19.

Примечательно, что организация компаниями социально значимых инициатив является не исключительным прецедентом для них, а частью реализации политики по соблюдению прав человека.

Это подтверждают результаты международного рейтинга CHRB (Corporate Human Rights Benchmark) в области соблюдения прав человека за 2019 год. Согласно итогам исследования, среди российских компаний лучший результат показала «Роснефть» (32,7%). В этой же группе со схожими показателями оказались такие известные мировые бренды как Apple (35,4%), Samsung (39,7%), Intel Corporation (35,9%), а среди энергетических компаний – американская Chevron (33,5%).

Одним из ключевых критериев оценки являлись уровень интеграции вопросов соблюдения прав человека в корпоративное управление, наличие инструментов правовой защиты, реагирование на предполагаемые нарушения прав человека и прозрачность информации.

Закулисье флагманских позиций

Хоть рейтинг CHRB и свидетельствует о первенстве «Роснефти» по вышеупомянутым критериям, его аналитике недостает рассмотрения реальных действий компании в области соблюдения прав человека.

Фундаментальный документ – Всеобщая декларация прав человека ООН – закрепляет несколько видов прав и свобод: политические, гражданские, культурные, экономические и социальные. Последние два, по сути, являются единственными сферами для реальных действий бизнеса как гаранта соблюдения прав человека.

И на практике «Роснефть» проявила участие в обоих секторах. Это можно наблюдать на следующих примерах, соотносимых со статьями Всеобщей декларации прав человека.

 

Активность «Роснефти» в области защиты прав человека

Равенство (ст. 2), право на равную оплату за равный труд (ст. 23)

Право на социальное обеспечение (ст. 22), отдых, досуг и отпуска (ст. 24), особое попечение и помощь материнству (ст. 25)

 

НК выделяет в качестве одного из векторов развития стремление к созданию условий для комфортной работы и реализации потенциала каждого сотрудника. В документах компании отмечается, что она применяет единые прозрачные подходы к системе вознаграждения, мотивации, оценки кадров.

 

В качестве иллюстрации стремления к сбалансированному гендерному составу сотрудников «Роснефть» приводит следующие данные за 2019 год: доля женщин-сотрудников составляет 32,3%, руководителей – 23,4%, топ-менеджеров и руководителей высшего звена – 13,5%. Непосредственно в правлении компании количество женщин составляет 18,2%.

 

«Роснефть» обеспечивает социальную защищенность работникам и членам их семей, сохранение рабочего места и гарантированную интеграцию работников в трудовой коллектив после возвращения из отпуска по уходу за ребенком.

 

Компания гарантирует оплату отпусков и периодов временной нетрудоспособности, предоставление социальных льгот в соответствии с законодательством, заключенными коллективными договорами и утвержденными распорядительными и локальными нормативными документами.

Право на образование (ст. 26)

 

Право на труд и защиту от безработицы (ст. 23)

 

С 2005 года нефтяная компания реализует систему непрерывного образования «Школа – вуз – предприятие», которая формирует условия для притока в компанию талантливой и профессионально подготовленной молодежи.

 

Данная система также подразумевает активное сотрудничество с вузами, в которых создаются новые специализированные кафедры.

В настоящее время в 56 населенных пунктах России действуют 117 «Роснефть-классов», в которых обучаются почти три тысячи человек.

 

«Роснефть» неоднократно выплачивала стипендии и гранты молодым специалистам из МГУ, задействованных в активных исследованиях по договору между НК и университетом. 

 

Компания уже несколько лет является крупнейшим налогоплательщиком России, а ее нынешняя деятельность и готовящиеся проекты гарантируют трудовую занятость сотням тысяч человек. Так, запускающийся проект «Восток Ойл» предполагает создание порядка 100 тысяч рабочих мест.

 

Во время первой волны пандемии «Роснефть» проявила себя ответственным работодателем, не заявлявшим о сокращении заработных плат или увольнении сотрудников. Во избежание проблем со здоровьем сотрудников и угрозы потери ими трудоспособности в результате заболевания, НК вводит сокращенную неделю и дистанционную работу для сотрудников центрального аппарата. 

 

Реализуемые «Роснефтью» стратегии поведения компании в отношении партнеров, акционеров, инвесторов, реальных или потенциальных сотрудников, а также клиентов базируются на осознании необходимости соблюдения прав человека, отраженном во внутренних документах. В этой связи можно говорить о том, что лидерские позиции НК в международном рейтинге обусловлены, во-первых, ее нормативной базой, во-вторых, прозрачностью деятельности, и в-третьих, реальными достижениями.

Людмила Кленько