Давление зарубежных ИТ-корпораций на игроков российского рынка становится масштабной проблемой. Такие компании как Google и Facebook в последние годы уделяют все больше внимания модерации контента, которая в отношении ряда российских СМИ и блогеров приобретает характер цензуры. Многие ИТ-гиганты сегодня не включены в российское правовое поле, получая при этом прибыль от своей деятельности на нашем рынке.
Нарушения прав российских граждан зарубежными ИТ-платформами, которые демонстративно игнорируют требования российского законодательства, РАПСИ прокомментировал первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель рабочей группы ОП РФ по противодействию распространению недостоверной информации в интернете, президент Фонда защиты национальных ценностей, журналист Александр Малькевич.
На состоявшемся в Общественной палате (ОП) круглом столе «Западные техногиганты как угроза суверенитету государства» обсудили угрозу для пользователей, которую представляет политика зарубежных ИТ-корпораций, а также меры возможного воздействия на них.
Модератором встречи выступил Александр Малькевич. На круглом столе он заявил об актуальной необходимости сохранения цифрового суверенитета России, ведь вопреки декларируемым целям защиты свободы слова, западные ИТ-компании активно вмешиваются в дела неугодных СМИ и блогеров — удаляют контент или блокируют целые каналы.
«Если говорить глобально, то и Facebook, и Twitter нарушают права российских граждан с 2016 года, не перенося в Россию сервера с данными пользователей», — пояснил РАПСИ Малькевич. — «Удаленные компанией Twitter аккаунты российских пользователей исчисляются сотнями. В их числе, например, Twitter маркирует российские СМИ, главных редакторов, российских политиков и государственных деятелей. Такого отношения больше нет ни к одной стране мира, кроме Китая.
Также и в Facebook очень многое блокируется. В Instagram, который принадлежит Facebook, уничтожаются аккаунты. И если мы говорим про Google, то на YouTube порядка 200 российских аккаунтов, причем популярных, были за последние год-полтора удалены без объяснения причин. Поэтому, мы считаем, что таким образом нарушаются наши права: на свободу самовыражения, на свободу слова, на защиту наших персональных данных», — объяснил Малькевич.
Следует отметить, что все процедуры блокировки российских YouTube-каналов (в частности, был уничтожен канал Царьграда с миллионной аудиторией) проходят без предварительных предупреждений со стороны администраторов. Притом что правила и практика работы видеохостинга гарантируют соответствующие оповещения. YouTube также обязан давать ссылку на конкретные пункты условий его использования, которые были нарушены, но администраторы этого не делают.
Ранее на круглом столе первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций отмечал, что «наше законодательство трактуется западными корпорациями совершенно произвольно и не выполняется. Перед нами стоит задача — выработать корректный законодательный ответ».
Проекты воздействия на техногигантов
В связи с указанными выше обстоятельствами эксперты солидарны в убежденности, что обязанность государства состоит в обеспечении защиты прав собственных граждан. Недопустимо позволять техногигантам относиться к российским пользователям, как к представителям «третьего мира». Необходимо предпринимать меры и создавать условия для того, чтобы зарубежные компании заходили в российское правовое поле и осуществляли свою деятельность в его рамках.
В ходе круглого стола в ОП РФ председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев говорил об обострении проблемы взаимодействия с американской корпорацией Google: «Компания просто не хочет работать вместе. И, что ещё важнее, игнорирует российские законы. А значит, у нас должны появиться инструменты для влияния на ситуацию».
«Не должно быть такого, когда на письмо Совета по правам человека при Президенте РФ корпорация Google сообщает, что они не отвечают ни за какие вопросы и проблемы. Они здесь только зарабатывают деньги. Соответственно, мы не можем позволить, чтобы на гражданах России наживались, нарушая при этом их права и не уважая их», — заметил по этому поводу Малькевич.
На заседании в ОП РФ был озвучен достаточно широкий список мер для решения накопившихся проблем в ИТ-отрасли. Однако многие из них выглядят пока достаточно труднореализуемыми.
В частности, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов полагает, что «возможно, новой большой задачей для Россотрудничества и Минюста РФ станет организация юридического лобби России по всему миру. Это заставит монополистов обращать внимание на национальное законодательство и здравый смысл».
Член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина и предложила ввести дополнительные обязанности для соцсетей по выявлению деструктивного контента. А член Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе Сергей Рудов считает, что необходимо подавать коллективные иски к ИТ-гигантам с конкретным содержанием.
Фадеев призывает «признать действия Google цензурой и добиваться соблюдения российского законодательства, включая введение штрафов».
Представительства в России
По оценкам экспертов, наиболее перспективной инициативой, озвученной на круглом столе ОП РФ, стало предложение Малькевича об открытии в России представительств западных площадок, имеющих определенное количество пользователей на территории нашей страны.
«Сейчас офис есть только у Google, и он не эффективен в решении актуальных вопросов. Когда к ним обращаются СМИ, они отвечают: «нет-нет, мы ничего не можем, ничего не делаем, нам не пишите, мы только продаем». Это просто рекламный агент. Как явствует из официального ответа, который пришел от представителя Google по Восточной Европе, эта компания — ООО «Гугл» в Москве – занимается только продажей рекламы и ни по каким другим вопросам отвечать не компетентна. Поэтому мы хотим, чтобы были полноценные представительства», - пояснил РАПСИ Малькевич.
«У Twitter, у Facebook, у Google, у TikTok теперь, у Netflix и у многих других компаний — ИТ-корпораций, новых медиа, социальных сетей, – которые работают в России, от 300 тысяч, 500 тысяч, от 1 миллиона (как в Турции постановили) числа пользователей, должно быть полноценное представительство, работающее в российском правовом поле, платящее здесь налоги, взаимодействующее с российскими властями по решению спорных вопросов. Прежде всего, власть во взаимодействии с этими структурами должна и будет отстаивать права российских пользователей.
И подобная инициатива со стороны России действительно поспособствовала изменению международных стандартов. Потому что и Германия, и Франция приняли очень серьезные законы по защите прав своих пользователей. Сейчас принят закон в Турции. Россия должна заставить с собой считаться в этой области», — первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Похожий законопроект в конце июля принял парламент Турции. Согласно ему, крупные соцсети обязаны иметь представительство в стране и выполнять требования по модерированию контента. Закон может вступить в силу с 1 октября этого года. В пояснительной записке к законопроекту авторы прокомментировали, что он необходим для борьбы с киберпреступностью и защиты пользователей, в том числе от травли в социальных сетях.
«Мы можем предложить другим странам всем вместе объединиться для того, чтобы заставить все ИТ-корпорации установить единые, прозрачные правила поведения на этих площадках. Компании должны открыть и показать свои стандарты модерации, т.е. любой человек должен понимать, за что его могут заблокировать, какие существуют понятные правила, стоп-слова и т.д.», — пояснил Малькевич.
«Приземление» зарубежных компаний
На данный момент уже готовы конкретные и перспективные предложения порядка действий, как «приземлить» зарубежные технокомпании в российскую юрисдикцию. Для этого в первую очередь может быть введен запрет на проведение прямых платежей в адрес иностранных компаний. Платежи следует направлять только их российским филиалам или представительствам, зарегистрированным в российской юрисдикции;
Также весьма эффективен может оказаться запрет любых сделок государственных органов и госкомпаний с Google, Facebook и др.: от размещения рекламы до закупок товаров и услуг.
Ранее рабочая группа ОП РФ по защите прав пользователей в интернете с целью распространения на зарубежные ИТ-корпорации действия российского правового поля предложила внести поправки в пять федеральных законов: об информации, о персональных данных, об иностранных инвестициях, в Кодекс об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс. В частности, в российском законодательстве предлагается закрепить понятие «иностранная социальная сеть», а также соответствующие права, обязанности и санкции за их нарушение.
«Сейчас мы вошли уже в ситуацию, при которой миром правят и даже в самых сильных государствах свою волю правительствам и лидерам диктуют ИТ-корпорации. При этом их модераторы — так называемые ноунеймы, то есть люди, которых мы не знаем. Никто не видит их действия и мотивацию, а они сидят и решают, условно говоря, заблокировать пост президента США или нет. Такого быть не должно», — убежден Малькевич.