Радикальные демократические преобразования в СССР в период перестройки, обретение Россией государственного суверенитета и переход к рыночной экономике создали принципиальные иные правовые условия деятельности по защите прав рабочего класса.
О периоде забастовок, распада советской системы профсоюзов и создания новой правовой основы социального партнерства в России рассказывает в четырнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Начиная с периода перестройки государство перестало быть единственным работодателем в стране. Приватизация средств производства привела к появлению совершенно новых организационно-правовых форм предприятий. Иначе говоря, у заводов и фабрик появились хозяева: как отдельные собственники, так и в виде акционерных обществ.
И в этих новых условиях выяснилось, что рабочий класс Российской Федерации оказался совершенно незащищенным в правовом и социально-экономическом отношениях. Советские профсоюзы не смогли перестроиться на новый лад и не справлялись со своими задачами по защите прав рабочих.
Будучи частью государственного аппарата при советской власти, они не имели не малейшего опыта работы в рыночной экономике. В их рядах царила растерянность, неуверенность и безволие. Профсоюзные лидеры ведь привыкли работать исключительно под жестким контролем партийных организаций, а с утратой этого руководящего верхнего этажа устоявшейся иерархии профсоюзы просто опустили руки.
Но именно в это время рабочие крайне нуждались в защите своих интересов. Дело в том, что Россия, вернувшись снова в «капитализм», полностью забыла весь наработанный опыт рабочего движения в дореволюционный период. Прервалась связь времен. Всё в стране начиналось как бы с чистого листа, с повторением всех прежних ошибок. В экономике утвердился самый настоящий «дикий капитализм», составной частью которого выступал произвол новых хозяев предприятий по отношению к правам рабочих.
Эта кардинальная новизна ситуации отрицательно сказалась и на действиях правоохранительных органов, прокурорской и судебной систем. Практически все граждане оказались намного менее защищенными в своих правах по сравнению с предыдущим периодом истории.
Так, суды откровенно не знали, как поступать в случаях конфликтов рабочих с частными работодателями. В их распоряжении не было обновленных нормативных актов, регулирующих отношения между рабочими и владельцами предприятий в новых условиях. Отставало, следовательно, и законодательство, не успевая отвечать на вызовы времени.
На такой почве у рабочих и стали усиливаться настроения правового нигилизма. Не добившись защиты своих прав в профсоюзных органах и инстанциях, рабочие приступили к самоорганизации и проведению стихийных забастовок. На этом этапе в контексте радикальных реформ уже декларировалось право на протест, но закона о путях разрешения трудовых споров, включая забастовки, еще не существовало.
Наиболее значительными первыми забастовками в СССР явились действия шахтеров в 1989 году. В России эпицентром протестов был Печерский угольный бассейн и Кузбасс. Шахтеры создавали забастовочные комитеты и организовывали многотысячные митинги. В Воркуте на одном из них присутствовала правительственная комиссия, были выработаны «Требования межшахтного забастовочного комитета», в которых было 43 пункта. Кроме политических требований, шахтеры в этом обращении излагали и требования защиты своих интересов. Это касалось оплаты труда, продолжительности рабочих дней, рабочих недель и отпусков, а также вопросов пенсионного возраста и размера пенсий.
Отсутствие опыта в организации забастовок и профессиональных знаний в финансово-экономической сфере привело к тому, что многие пункты этих требований оказались невыполнимы. Это было проявлением популизма и «детской болезни левизны» в организациях возрождающегося рабочего движения в России.
Указанный максимализм и неумеренность объясняются тем, что в забастовочных комитетах, как правило, не было людей с юридическим и экономическим образованием. В западных странах в составе профсоюзных органов всегда есть высококвалифицированные советники, помогающие выдвигать реалистичные требования, обоснованные с правовой и финансовой точек зрения.
С течением времени происходят изменения и в деятельности профсоюзов. Это были годы болезненной ломки всех профсоюзных структур, поиска профсоюзами форм и методов деятельности, адекватных требованиям нового времени.
Важнейшей страницей в истории профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.
В первой половине 1990-х годов начала создаваться и правовая основа социального партнерства в России, был принят ряд нормативно-правовых актов; среди них Указы Президента РФ от 26.10.1991 г. № 162 «Об обеспечении прав профессиональных союзов в переходный период к рыночной экономике» и от 15.11.1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Закон РФ от 11.03.1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», Указ Президента РФ от 24.07.1992 г. «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В 1990 г. был принят Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» — первый в истории страны государственный закон о профсоюзах, оказавший им серьезную правовую поддержку в защите социально-экономических и трудовых прав рабочих в условиях последующих рыночных реформ.
Как показал опыт последних десятилетий требования профсоюзного движения к власти и работодателям практически не изменились с прошлых дореволюционных лет. Как тогда главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты, так и в наши дни. И сейчас работодатели зачастую нарушают право рабочих на восьмичасовой рабочий день и стараются сэкономить на зарплате.
Трудно сравнивать эффективность деятельности нынешних профсоюзов по защите прав рабочих с эффективностью этих организаций до революции 1917 года, так как для такого сравнения нет корректных критериев. Однако, представляется, что российские профсоюзы далеко не в полной и должной мере справляются со своими основными задачами.
Да и масштаб их деятельности недостаточно велик. Сегодня численность членов профсоюзов составляет около 20 миллионов, тогда как общая численность работающих в РФ составляет около 72 млн человек.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 1 декабря