Противостояние трибуналов и чрезвычайных комиссий набирает новые обороты: одновременно с проектом реформы системы правосудия, признающий суды важнее ЧК, готовится закон, возвращающий ЧК права вне судебной судебной юрисдикции. Председатель Верховного трибунала Николай Крыленко подробно проанализировал историю конфликта судов и ЧК, указав, что решение этой проблемы определит вектор развития и правосудия, и политической жизни страны в целом. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 24 мая 1920 года.*


На старую тему

Есть темы, которых безнаказанно касаться нельзя. Ибо они слишком щекотливы и в определённой исторической обстановке заключают сами в себе ряд противоречий, разрешить которые в данных условиях не представляется возможным. К таким темам относится тема «о революционной законности», то есть тема о возможности в революционный период установить строго определенные ненарушимые нормы, по которым была репрессия, как мера борьбы и самозащиты со стороны государства, обрушивалась на головы врагов данного социального порядка, защищаемого государством, с установлением минимума ошибок и максимума гарантий для отдельной личности. Так ставится вопрос. Противоречие, которое содержится в этой постановке, заключается прежде всего в том конфликте, в который неизменно входят потребности дня, постоянно изменяющиеся и текущие, с естественным правом личности на ряд упомянутых гарантий. В нашей обстановке, в нашей революции тот же конфликт и тот же вопрос вылились в конфликт, имеющий уже трехлетнюю историю, между всеми требованиями, которые предъявляет революционная юстиция в смысле установления обязательных форм карания злоупотреблений и преступников через суд, с одной стороны, и претензий на бесконтрольное (в смысле форм) право расправы с теми же преступниками со стороны административных органов борьбы - ЧК, с другой. Уже одно перечисление законодательных актов, имевших место за истёкший период, наглядно демонстрирует нашу мысль. Здесь мы имеем после первого закона о трибуналах в декрете номер 1 о суде от 25 ноября 1917 г и 1-й инструкции трибуналам , законы: 9 мая 1918 г, постановление ВЦИК от 17 февраля 1919 г и послуживший его развитием закон 12 апреля о трибуналах 1919 г, закон 27 марта 1920 г о них же и, наконец, подготовляемый и подлежащий внесению 28 мая с.г. в сессию В.Ц.И.К. новый закон об объединении деятельности всех трибуналов Республики. В противовес этому мы имеем первоначально действовавшее вне всяких норм обычное право чрезвычайных комиссий, затем положение о них от 2 ноября 1918 г, то же постановление ВЦИК от 17 февраля, которое, казалось, спор разрешало по обоюдному соглашению. Постановление ВЦИК от 22 июня 1919 г, возвратившее вновь ЧК все их права и похерившее этим соглашение от 12 апреля, отмена этого постановления законом 27 марта 1920 г, новое возвращение им тех же прав постановлением СТО от 12 мая 1920 г и новое предполагаемое по вносимому законопроекту ограничение этих прав. В то же самое время подлежит опубликованию новый закон, опять возвращающий также права вне судебной юрисдикции на этот раз по хозяйственным преступлениям всем ЧК. Это последнее совпадение дал, когда одновременно представляются на обсуждение два взаимно противоположных по своим тенденциям закона, наглядно иллюстрирует борьбу двух направлений в самом законодательстве или вернее, в самой практике и потребностях нашей революционной действительности.

Как будет разрешён этот вопрос и эта борьба и на какой продолжительный период, покажет ближайшее будущее. Нам хотелось бы по этому поводу сделать только одно замечание. Одно из двух: или должно признать и сделать отсюда все практические выводы, что в революционные периоды надежда на установление каких бы то ни было правильно действующих и регулирующих отправление революционного правосудия норм является утопией - тогда этим делом нечего попросту и заниматься. Или же должно сказать, что установление таких норм утопией не является, и тогда должно положить все силы на то, чтобы всяческое нарушение этих норм и всякую скачкообразную политику в этой области в законодательстве должно устранить. Ибо в противном случае мы будем иметь не политику, а движение по линии наименьшего сопротивления, недобросовестное отношение к делу и целый ряд вытекающих отсюда крупнейших политических последствий в виде роста самодурства, произвола административных властей, озлобления населения и политический подрыв власти как таковой. 

На эту тему мы хотим перед предстоящей сессией В.Ц.И.К. обратить внимание товарищей. Новый закон предполагает такую организацию карательной системы, которая даёт полную возможность осуществлять ее быстро и со всей суровостью. Предполагаемый закон о возвращении прав ЧК делает невозможным или излишним этот новый закон. Вместо объединенной и централизованной системы исключительно судов, следовательно, централизованной судебной политики он создаёт только фикцию таковой, но не даёт никаких гарантий по опыту уже испытанной за три года практики в том, что репрессия будет направляться правильно. 

Нам пора уже отказаться от таких методов борьбы, пора уже вырасти настолько, чтобы верить своим судебным учреждениям. Пора уже понять, что чехарда - вещь, быть может, вообще очень приятная, но чехарда в большом количестве уже вещь нестерпимая, в области же политики законодательной и, в частности, судебной нетерпима и в малой степени.

Н. Крыленко 

(Известия В.Ц.И.К., №108) 

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены