Понятие «национальный проект» прочно вошло в нашу жизнь, по сути, став основой стратегического развития страны. По самым средним оценкам суммарная стоимость всех российских национальных проектов на данный момент составляет 25,7 триллиона рублей. Большая часть финансирования выделяется из государственного бюджета. Однако крупный бизнес так же стремится поучаствовать в национальном развитии, взяв на себя часть финансовой нагрузки. О том, как участие в национальных проектах помогает развивать образовательную сферу, поговорим на примере компании «Роснефть». 


Национальные проекты как стратегия

Впервые серьезно о национальных проектах заговорили в 2018 году, а в мае этого же года президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Главными целями, согласно данному документу, были обозначены: осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. 

Для достижения заявленных целей было решено разработать национальные проекты (программы) по различным направлениям деятельности: от демографии и здравоохранения до программ поддержки малого предпринимательства. Чтобы поддержать реализацию проектов, а также для того, чтобы скорректировать выбранные ранее пути летом 2020 года президент подписал новый Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подчеркнув тем самым, что стратегическое развитие страны продолжит базироваться на идее национальных проектов. 

Образование – основа развития

Одним из самых важных нацпроектов, безусловно, является проект «Образование». Он состоит из 10 федеральных проектов, а на его реализацию планируется потратить 784,5 миллиарда рублей. Основная цель данного проекта - обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и войти в мировую десятку по качеству общего образования. География проекта затрагивает практически все регионы страны, а модернизация, согласно планам, должна дойти даже до отдаленных сельских школ. 

Действительно, масштаб «Образования» впечатляет. Впечатляет и сумма, заявленная на его реализацию. До пандемии реализация нацпроекта происходила на условиях софинансирования — из федеральных и региональных средств. Чтобы получить финансирование из федерального бюджета, нужно было подать заявку на участие в конкретном мероприятии и взять на себя соответствующие обязательства по показателям. Однако, принимая во внимание экономический урон, нанесенные пандемией, было бы целесообразно активнее привлекать частные инвестиции, поскольку с одной стороны, это позволит сэкономить бюджетные средства, а с другой – простимулирует бизнес в регионах. 

Государственно-частное партнерство

Таким инструментом для привлечения инвестиционных ресурсов в национальные проекты вполне могли бы стать механизмы государственно-честного партнерства. Ведь именно они позволяют на благоприятных условиях привлекать частные инвестиции и компетенции.

В настоящее время в России ГЧП существует в трех формах, которые закреплены законодательно. Так, партнерство существует в форме концессионных соглашений, которые заключаются в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». А также в форме соглашений о государственно-частном партнерстве и соглашений о муниципально-частном партнерстве, которые заключаются в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Стоит отметить, что львиная доля соглашений в нашей стране приходится именно на концессионные. Так, по оценкам Национального центра ГЧП в 2019 году было реализовано 2 815 проектов по концессионным соглашениям, что составило 85% от общего количества проектов. В то же время Министерство экономического развития в своем аналитическом обзоре состояния механизмов ГЧП в стране отмечает, что объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. Для сравнения: в Великобритании этот уровень составляет 6,6% от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций посредством форм государственно-частного партнерства в России.

Правовые сложности

Низкая привлекательность соглашений ГЧП обусловлена, прежде всего, несовершенством механизмов реализации. Закон о концессионных соглашениях был принят давно и во многом не отвечает требованиям современности. В то же время соглашения о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве еще вызывают опасения из-за недостаточной практики их применения. Очевидно, что необходимо совершенствование конкурсных процедур, порядка частной инициативы и форм государственной поддержки проектам ГЧП. 

Данной проблемой озабочены и в Минэкономразвития. В целях повышения привлекательности соглашений для частных инвесторов там разрабатывают проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства». Основные поправки направлены на устранение «серых зон» действующего законодательства о ГЧП. В частности, планируется конкретизировать требования к участникам конкурса, детально прописать условия конкурсов, а также закрепить возможности компенсации расходов на подготовку предложения в рамках частной концессионной инициативы. 

Судебная практика

О практических сложностях заключения соглашений говорит и судебная практика. Согласно обзору Национального центра ГЧП в период за сентябрь 2018 года по февраль 2019 года арбитражными судами было принято более 400 судебных актов по вопросам, касающимся реализации концессионных соглашений. Около 80% всех дел связаны со сферой ЖКХ. Что касается судебных инстанций, то примерно половина дел обжалуют в апелляционных судах, а вот в кассацию обращаются не больше трети истцов. 

Чаще всего дела в судебной практике выигрывает прокуратура, что носит более технический характер и связано с правовыми особенностями. Так, согласно закону, муниципалитеты должны передавать объекты ЖКХ по концессионному соглашению, а не по договору аренды. Не все участники рынка полностью перешли на этот механизм. Прокуратура требует соблюдать данный норматив, обеспечивая суды делами такого рода. 

В судебных спорах также часто участвуют и другие лица, такие как региональные управления ФАС, организаторы торгов, участники конкурса, что свидетельствует о непрозрачности основных механизмов заключения соглашений, отсутствии четких конкурсных правил и процедур. 

Бизнес приходит на помощь

Стоит отметить, что в некоторых национальных проектах внебюджетные средства и вовсе не заявлены. Так, в рамках проектов здравоохранения и образования изначально ставка делалась именно на бюджетное финансирование. Парадокс состоит в том, что именно в этих сферах уже накоплен неплохой опыт ГЧП проектов, который отмечают профильные чиновники. 

«Строительство новой образовательной инфраструктуры – одна из центральных задач, реализуемых в рамках национального проекта «Образование», и использование механизмов ГЧП существенно усиливает доступность качественной образовательной среды», — подчеркивает Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Примером успешного взаимодействия бизнеса и государства в образовательной сфере может быть корпоративная программа непрерывного образования «Школа-вуз-предприятие», которую успешно внедряет компания «Роснефть». В рамках нее оказывается финансовая поддержка образовательным организациям-партнерам в регионах своего присутствия. Так, согласно отчету компании, за 2018 год, объем помощи образовательным организациям составил 973,9 миллиона рублей. 

На выделяемые средства производится модернизация профильных кабинетов и лабораторий, оснащение школ оборудованием для дистанционного обучения, а преподаватели получают возможность повышать свою квалификацию. Таким образом, «Роснефть» не только закрывает свои потребности в квалифицированных специалистах, но и развивает учебные заведения в регионах присутствия. Сейчас по всей стране функционирует более 100 так называемых «Роснефть-классов». Особый упор в этих классах делается на профориентацию учеников и освоение ими узкоспециализированных образовательных программ. 

Работа по формированию внешнего кадрового резерва продолжается в высших учебных заведениях. На основе долгосрочных комплексных соглашений компания взаимодействует с вузами в большинстве регионов своего присутствия. На данный момент в высших учебных заведениях действует более 20 специализированных кафедр. 

На этом этапе компания отбирает способных, успешных и мотивированных студентов, в вузах организуются «Дни Роснефти», проводятся ярмарки вакансий. Результаты программы говорят сами за себя: только в 2019 году почти 800 выпускников «Роснефть-классов», получив высшее образование, трудоустроились на 32 предприятия компании. А около трети студентов, прошедших практику на предприятиях, после окончания вузов трудоустраиваются в «Роснефть» с присвоением статуса молодого специалиста. 

Таким образом, компания «Роснефть», реализуя данную программу, решает сразу несколько проблем. Во-первых, поддерживает образовательные учреждения в регионах своего присутствия, выделяя финансирование для их модернизации. Во-вторых, предоставляет молодым специалистам реальный шанс получить работу в одной из самых престижных и социально ответственных компаний страны. В-третьих, восполняет дефицит квалифицированных кадров на своих предприятиях по всей стране. 

Такая схема взаимодействия между властью и крупным бизнесом могла бы являться моделью и образцом государственно-частного взаимодействия в рамках реализации национальных проектов. В этой связи, представляется эффективным учитывать подобный успешный практический опыт при дальнейшем совершенствовании законодательства.